Микки Спиллейн — Большое убийство (1951)

Микки Спиллейн — Большое убийство, первое издание романа (твердая обложка), август 1951 года

Оригинальное название: Mickey Spillane — The Big Kill.

Пятый роман Спиллейна. Пятый роман из цикла о Майке Хаммере. Вышел в августе 1951 года.

Ночь. Бар. Майк Хаммер пьет и общается с завсегдатаями. В бар заглядывает плачущий мужчина, оставляет младенца на стуле и выходит на улицу. Где его сразу же убивают. Хаммер клянется найти тех, кто оставил младенца сиротой.

Разогнав коммунистов в предыдущем романе, «Ночь одиночества», Спиллейн снова вернулся к нью-йоркским бандитам. Позаимствовал вступление из своего же романа «Мой револьвер быстр» — там убивали случайно встреченную Хаммером в баре проститутку, в «Большом убийстве» убивают случайно встреченного Хаммером в баре молодого отца. Все следующие фразы в романе также стандартны для Спиллейна — «я буду мстить и месть моя страшна».
И можно было бы сказать, что Спиллейн написал очередную кальку с «Я сам вершу суд», но есть пара вещей, которые убеждают в том, что Спиллейн развивался, а не клепал одно и то же раз за разом.

Микки Спиллейн — Большое убийство, первое издание романа в мягкой обложке, декабрь 1951 года

Во-первых, со времени ранних романов Спиллейн стал писать лучше. Загляните в «Мой револьвер быстр» или «Месть — моё личное дело» — там чисто комикс в прозе. Нереальный пафос и глупость в духе Капитана Америки и иже с ними. В «Ночи одиночества» Спиллейн решил ориентироваться не на речи условного Бэтмена, а на прозу условного Чандлера. И читать романы Спиллейна сразу стало приятнее.

«Большое убийство» продолжает линию «Ночи одиночества» в стиле письма. 

— Не люблю людей! — оборвал я ее. — Особенно они мне противны, когда с ними знакомишься ближе. Все они оказываются гнусными, грязными и от них можно ожидать любых гадостей. Поэтому я не люблю людей и тебя в том числе, может поэтому я мизантроп.

Почитайте хоть диалог о мизантропии в начале романа и станет понятно, что «Я сам вершу суд» и «Большое убийство» писали авторы разного уровня.

Во-вторых, качество детективного сюжета у Спиллейна также улучшилось. В первых романах с этим было так плохо, что над Спиллейном откровенно прикалывались по этому поводу. Убедительно доказывали, что Шарлотта была невиновна в дебютном романе (на основе фактов из самого романа). Просили пояснить нагромождение нелепицы во втором романе. И смеялись над тем, что автор не в курсе, как выглядят трансвеститы (а это было сюжетообразующим фокусом в третьем романе).

В «Большом убийстве» Спиллейн наконец-то написал максимально внятную историю с точки зрения логики. При этом он не упростил, а, наоборот, усложнил свои же детективные конструкции. Три противоборствующие стороны — пара букмекеров с одной стороны и пара независимых друг от друга шантажистов с другой. Каждая из сторон со своей командой. Каждая плетет интриги против остальных сторон конфликта. Плюс полиция влезает в историю, готовя дело против букмекеров. Спиллейн навертел очень насыщенный персонажами сюжет и в конце его достойно распутал, разъяснив роли каждого в этой истории. Для этого понадобилось больше десятка трупов на страницах романа.

А вот в концовке романа Спиллейн опустился до дичайшего трэша. Годовалый ребенок с пистолетом калибра .45? Это где-то за гранью реальности. Но концовка вышла эффектная, да.

После «Большого убийства» Спиллейн наконец-то отвлечется от Хаммера и следующий его роман будет внецикловым. «Долгое ожидание», которое выйдет в том же 1951 году. А через год Спиллейн и вовсе завяжет с писательством на 9 лет.

8/10

Поделиться ссылкой:

Микки Спиллейн — Большое убийство (1951)

Один комментарий к “Микки Спиллейн — Большое убийство (1951)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх