Микки Спиллейн — Тварь (1966)

Микки Спиллейн — Тварь, издание 1966 года

Оригинальное название: Mickey Spillane — The Twisted Thing.

Девятый роман из серии о Майке Хаммере. Вышел в 1966 году.

“Тварь” была написана в 1948 году, и хронологически это второй роман о Хаммере. Но тогда Спиллейн еще не взлетел настолько высоко, чтобы издательства выхватывали у него из рук любую рукопись. И “Тварь” (которая в то время называлась “For Whom The Gods Would Destroy”) издатель забраковал. Причины неизвестны, но вероятно в 40-х рукопись о малолетнем маньяке показалась издателю не лучшей идеей. Спиллейн особо переживать не стал, и написал кучу других романов о Хаммере.

В 50-х Спиллейн вообще завязал с писательством. Новых романов у него не выходило на протяжении девяти лет. А в 60-х он вернулся к писательству. Сначала вышел внецикловый “Дип”, а затем дилогия о Хаммере, “Охотники за девушкой/Змея”. По продажам оказалось что Спиллейн продается очень успешно, и издатели не прочь издать еще чего-нибудь. Спиллейн повторно подсунул издателю “Тварь”. И в 1966 году роман был издан.

Как-то Спиллейн в 60-х роман подредактировал, но, честно говоря, за исключением марок автомобилей, он вообще лишен примет времени. Да, появились отсылки к “Охотникам за девушкой”, но Вельда, которая стала значимым персонажем по итогам “Змеи”, напрочь отсутствует в этом романе — логично, в 40-х она еще исполняла роль мебели. Хаммер здесь образцовый самец, а не побитый молью персонаж из “Змеи”.

Впрочем, все эти неувязки бросаются в глаза если только знаешь историю романа. У нас Спиллейна печатали не по порядку, а во времена дикого книгоиздания 90-х умудрились выпустить почти все его книги буквально за пару лет. (А вот те, что не выпустили, уже навряд ли и выпустят — время ушло. Так что, например, роман “The Killing Man” 1989 года я уже не прочитаю на русском.)

Сюжет. Майк Хаммер расследует дело о похищении четырнадцатилетнего сына миллионера Растона Йорка. Растон нашелся достаточно быстро, но после этого кто-то убивает его отца, Рудольфа Йорка.

Ну, Спиллейн. Как он есть. Гипертрофированное насилие, в ущерб даже здравому смыслу — на первых страницах Хаммер избивает полицейского в полицейском участке, и спокойно уходит. Эротика, куда же Микки без нее. Неимоверная крутизна Хаммера — разговаривая с Йорком, Хаммер чуть не дословно воспроизводит свой монолог о крутизне из “Я сам вершу свой суд”. Из примет времени — слово “педик” еще употребляется как ругательное, а главгерой изо всех сил демонстрирует презрение к лесбиянкам (“полуженщина” — самое ласковое, что там есть) — в современной американской литературе такое уже невозможно.

Расследование одно — там много действующих лиц (коррумпированные полицейские, шантаж, гангстеры, алчная родня ит.д.), со своими мотивами каждый, но всё сводится к одному преступлению. Несколько раз за роман Спиллейн не знал, как продвинуть расследование вперед, и призывал на помощь нелепые случайности (встречи с библиотекаршей и с человеком, у которого порван рот). А вот вычисление убийцы сделано как в лучших классических детективах — и читатель может догадаться о личности убийцы раньше Хаммера: убийца называет имя “Мэллори”, которое он якобы слышал от бандитов, чтобы увести следствие по ложному следу, а потом оказывается, что Мэллори давным давно живет под другим именем, и тамошние бандиты и слыхом не слыхивали ни о каком “Мэллори”, и упоминать в разговоре его не могли.

Ну, и самый спорный момент. Убийцей оказывается Растон Йорк. Которому четырнадцать лет. Он гений, вследствие экспериментов отца. Который ему и не отец. Вот и решил Растон отомстить, придумав навороченную схему — которая всё равно кончилась ударом топора по голове. Раскольников, блин. Финал романа также стандартный для Спиллейна — убийца умирает. На этот раз это самоубийство.

Итого. Классический роман о Хаммере. Для Спиллейна роман в 60-е без политиков, коммунистов, шпионов, и прочих обычных на тогда для писателя вещах — уже выглядел как ретро. А ведь после “Твари” Спиллейн напишет о Хаммере только один вменяемый, да парочку невменяемых романов.

8 / 10

О других произведениях Микки Спиллейна вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Микки Спиллейн — Тварь (1966)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх