В августе 2011 года отцы-основатели Rhapsody of Fire решили разбежаться. Гитарист Лука Турилли ушел, прихватив с собой басиста Патриса Герса. Алекс Хольцварт согласился стучать в обеих группах. Плюс Луке отошел и сессионный гитарист Рапсодии, Доминик Леркин, много лет помогавший им на концертах. Короче, развод и девичья фамилия. Турилли обозвал свой состав Luca Turilli’s Rhapsody и занялся новым материалом.
А Rhapsody of Fire в лице Алекса Старополи и Фабио Лионе занялись реструктуризацией остатков группы. Том Хесс, из гитарного падавана был переведен в джедаи — в смысле из помогающего Турилли гитариста он стал ведущим гитаристом. Из опасений, что размен неравнозначный, в группу был рекрутирован еще один гитарист — Роби Де Микели. А еще двуствольный Алекс Хольцварт подтянул своего брата Оливера на место басиста. Ну, как-то так, поскакали. С Хессом, кстати, получилось записать только этот концерт — через пару месяцев после его выхода он ушел из Рапсодии по “философским разногласиям” (чтобы эта хрень не означала).
Помнится когда у нас Ария развалилась на две Арии — Большую и Маленькую, то две половинки этого митоза по разному подошли к творчеству. Холстинин/Дубинин сразу засели в студию и записали новым составом новый альбом, “Крещение Огнем”. А Кипелов тут же ломанулся на гастроли, рубить бабло, и первый полноформатник после развала, “Реки Времен”, у него вышел на два с половиной года позже «Крещения». Зато еще до «Рек» он успел отметиться концертником “Путь наверх”.
Вот ровно такая же история и у итальянцев. Турилли засел в студии и уже в 2012 году выдал новый альбом, Ascending to Infinity, а Старополи с коллегами устроил концертный чес по фиг знает скольким странам и континентам. В общем, у кого вокалист при разводе остается, тот и может себе позволить кататься с концертами. К тому же у Старополи, в отличие от Кипелова, еще и оправдание было — последний, на тот момент, альбом группы, From Chaos to Eternity, вышел незадолго до раскола и его еще толком и не представили публике на концертах.
А, да, Турилли, помимо названия и Герса, достался еще и старый лейбл группы — Nuclear Blast и его альбом вышел именно на нем. А вот Старополи остался без лейбла — и целый год группа катала концерты будучи сама по себе, и только в конце 2012 года заключила договор с новым лейблом — AFM Records. И первым делом на новом лейбле решено было выпустить не что-нибудь студийное, но концертник (и снова привет “Пути наверх”), Live — From Chaos to Eternity.
Концерт вышел 3 мая 2012 года. Только аудио-версия. Да видео и быть не могло, потому что Rhapsody of Fire переняли ублюдочную привычку у своих бывших корешей Мановар выпускать не целиковый концерт, а нарезку из разных концертов. В буклете к этому диску упомянуты 16 городов, без указаний, на каком из них какая песня была записана. Было издание в диджипаке и джевеле от AFM, да несколько стран у себя локальные издания выпустили, но везде с одинаковым треклистом. Да, AFM в Америке своей дистрибьюторской сети не имеет, и лишь некоторые их издания выходят там силами Candlelight, и вот этот концертник в США так и не вышел. А прошлые два лейбла группы, Magic Circle и Nuclear Blast, издавали альбомы группы и в Америке. Не, в США можно этот диск купить — Амазон предлагает заказать европейский диск — интересно, многие ли этим занялись? И еще — в AFM работают те еще пиарасты — я когда увидел в рекламных материалах слова о том, что это “первый лайв группы”, так вот сразу и задумался, а когда это концертник в Канаде 2006 года успели в апокрифы записать? Оказалось, что надо присматриваться было — в рекламе было сказано, что это “первый двойной лайв группы”.
В России концерт официально выпустило Фоно. За свою карьеру группа была подписана на несколько лейблов, и так получилось, что у всех этих лейблов были свои партнеры в России. Так что ранние альбомы вышли у нас на CD-Maximum, потом у нас издавал Союз, затем Irond, и вот теперь и Фоно подключилось. Осталось только чтобы какой-нибудь следующий альбом у нас Маззар издал, и Рапсодия соберет полный флэш русских издателей.
Оформление. Джевел. Буклет на двенадцать страниц. В буклете состав, информация о записи, фотографии и по небольшому тексту от каждого из участников. Обычная лабуда — новый состав самый лучший, сильны как никогда, жжем, рвем, лучшие концерты, замечательные фаны, мы лучшие, ну и в таком духе. На инлее какие-то абстрактные линии, на заднике — треклист на фоне концертного зала с фэнами.
Слушаем. Старополи по поводу этого концертника давил на то, что будет максимально живой звук, никаких доводок в студии, никакой перезаписи и ретуши. “Вот все этим пользуются, а мы не все, мы в белом”, ну и так далее. И даже на задник диска тиснули блямбу PLP — “Pure Live Performance”. Ню-ню. Оркестровка фонограммой. Хоры фонограммой. Голос рассказчика (Кристофер Ли и другие) фонограммой. Всяческие флейты да лютни либо на синтезаторе, либо фонограммой. Нормальный такой Pure Live.
Ну, а помимо этого — шикарная запись, впрочем сейчас уже все научились прилично записывать концерты. Если целью было показать, как справляются с партиями Де Микели и Хесс — так вот, справляются. По крайней мере соло снимают на пять. С плюсом. А вот помимо соляг кое-где есть брачок — соло разучили безукоризненно, а в простом ритме иногда косячат. Лионе на уровне. Не студийного качества вокал, и кое-где дядька не вытягивает, и вообще его бельканто такой средней белькантности, но для концертной записи — более чем.
И у остальных музыкантов все на уровне. Хольцварт-младший уже привычно всё отлично отстучал, Старополи тоже нормально поигрался с эффектами и мелодиями у своего компьютера, ну а в Хольцварте-старшем тоже сомневаться не приходиться — Оливер почти 15 лет играл с Blind Guardian, так что взяли его сюда не только из-за брата.
Технически на концертник вошло 24 песни. Практически — минус фонограммная оркестровка Dark Mystic Vision, минус Ad Infinitum — считай еще одно вступление с речитативом Кристофера Ли, минус The Dark Secret, которая тоже больше на предмет поговорить, минус Dark Reign Of Fire — фонограммная оркестровка с вокализами плюс живые ударные, минус соло на ударных (скучное) и басу (теоретически это Бах, сыгранный на басу, но надо обладать очень богатым воображением, чтобы услышать там Баха) и минус Epicus Furor, еще одно оркестровое вступление к следующей песне. А остальное — да, песни.
С последнего на тогда альбома, From Chaos to Eternity, четыре песни — From Chaos To Eternity, I Belong To The Stars, Aeons Of Raging Darkness и The Splendour Of Angels’ Glory. Последняя, несмотря на незнакомое название, это кусок монструозной двадцатиминутной Heroes of the Waterfalls’ Kingdom всё с того же альбома.
И остальные песни — путь в глубь дискографии. В отличии от первого концерта, вспомнили про дебютник — сыграли с него Land Of Immortals. Второй альбом, Symphony of the Enchanted Lands, тоже почтили одной песней — Emerald Sword. С Dawn of Victory выбрали самое адекватное — одноименную альбому, The Village Of Dwarves и Holy Thunderforce. Совершенно заслуженно проигнорировали альбом Rain of a Thousand Flames. С хитового Power of the Dragonflame почему-то только две песни — The March Of The Swordmaster и Knightrider Of Doom, как и со следующего альбома, Symphony of the Enchanted Lands II — это Unholy Warcry и The Magic Of The Wizard’s Dream. C Triumph Or Agony почему-то только одна песня и почему-то это Triumph Or Agony. С 2010 две песни — Lost In Cold Dreams и Reign Of Terror. И с миника 2011 года одна — Erian’s Lost Secrets. И всё. Ну вот как-то так. Честно говоря, половину треклиста я бы выкинул в мусорку и поменял на совсем другие песни — но музыканты решили вот так. Им виднее.
Итого. Если учесть, что группа всю карьеру играет абсолютно одинаковую музыку с похожими аранжировками и мелодиями, то как песни не тасуй, а всё-равно ощущение, что слушаешь просто еще один альбом Rhapsody. Только очень длинный. И как Старополи не рассказывал про “настоящий концертный звук”, помимо небольших технических огрехов музыкантов и кое-где звуков зала — студийник студийником.
7 / 10