Пьер Леметр — Змеи в ее голове (2021)

Пьер Леметр — Змеи в ее голове (2021)

Оригинальное название: Pierre Lemaitre — Le Serpent Majuscule.

Десятый роман Леметра. Вышел в мае 2021 года.

Первый роман у Леметра был издал, когда ему было 55 лет. До этого он где только не работал, был учителем, преподавал литературу. И вот уже в возрасте, близком к пожилому, Леметр решил начать писать книги. За следующие 15 лет он выпустил еще 8 романов и стал достаточно известным и уважаемым писателем.

У него в библиографии присутствовали как отличные триллеры («Алекс», «Тщательная работа»), так и обласканные критиками исторические романы («До свидания, там наверху»). И вот настает 2021 год. Леметру уже 70, если что. И у него выходит новый — юбилейный, десятый — роман. «Змеи в ее голове». Роман короткий, не дотягивает даже до 10 а.л. Жанровая принадлежность романа — триллер, нуар. То есть жанр, который Леметр забросил много лет назад — последний его «триллерный» роман вышел в 2012 году («Жертвоприношения»).

В предисловии к роману Леметр пишет, что он больше не будет писать триллеры. Теперь ему больше интересна другая проза и писать про полицейских и бандитов — не для него. А «Змеи в ее голове» — это его прощание с жанром. Подарок читателям, которые его любят именно за нуарную ипостась. И этот подарок «замыкает круг» в творчестве Леметра, потому что «Змеи в ее голове» — это самый первый роман автора, написанный им еще в 1985 году и никогда не публиковавшийся до 2021 года.

Сюжет. Матильда Перрен. Достопочтенная вдова, живущая одна в своем собственном доме. Ей идёт седьмой десяток. Она невысокая и толстая. И у нее начинаются проблемы с памятью — ранний Альцгеймер. Это печально, но еще печальнее тот факт, что последние несколько десятилетий Матильда «работала» наемным убийцей, выполняя каждый год по несколько «заказов».

Она и теперь еще «работает», но, учитывая состояние ее разума, работа Матильды заставляет нервничать ее нанимателей.

Киллер с деменцией. Вот такой необычный ракурс придумал Леметр для своего романа. Действительно, что-то новенькое. Бабушка, которая выгуливает собаку, занимается садом, общается с соседями. А потом достает пистолет из коробки из-под обуви и отправляется убивать людей. А когда Матильду стала подводить память, она занялась «любимым делом» вплотную. Вызвать уборщицу на дом — записать имя уборщицы на бумажку — через полчаса забыть, что это имя уборщицы — решить, что это ее новый заказ — поехать убивать эту уборщицу. Вот так теперь выглядят будни Матильды.

А ее начальство далеко не сразу поняло, что Матильда стала большой проблемой. Да и послать к ней других киллеров оказалось не лучшей идеей — в конце концов, Матильда — профессионал. И может справиться с теми, кто тоже считает себя профессионалами.

Идея в романе хороша. Тут Леметр молодцом. С воплощением этой идеи в текст получилось чуть хуже. Начать с того, что значительная часть книги «отдана» под мысли — внутренний монолог Матильды. Безумной Матильды — с путанными, мало связанными с реальностью мыслями. Леметр, как смог, расписал поток сознания киллера с Альйгеймером, но читать это тяжеловато. Как минимум, из-за регулярной зацикленности Матильды на каких-то вещах. Поэтому ее мысли крутятся около чего-то одного и регулярно повторяются. Реалистично — да, увлекательно читать — нет.

И еще — с завязкой сюжета Леметр справился. С его развитием и, особенно, с персонажами вышло значительно хуже. По страницам снуёт охапка героев, которые криво введены в повествование и еще более криво из него выведены. Характеры ни о чем, наличие некоторых из них — сомнительно. Еще более сомнительны некоторые изгибы сюжета. Такие вот ошибки дебютанта. И особенно они бросаются в глаза сейчас, когда у Леметра уже прочитано некоторое количество хороших романов.

Зря писатель поленился заняться активной редактурой своей старой рукописи — он сам об этом написал в предисловии. «Змеи в ее голове» обладает потенциалом, но он не облагорожен рукой мастера. Создается впечатление, что автор решил «любители детективов и в таком виде проглотят». Не то, что любители мейнстримовского реализма, для которых Леметр пишет сейчас.

Этот роман выпустило в России издательство «Азбука» в своей серии «Звезды Мирового Детектива». Видимо, это последняя книга Леметра в этой серии. «До свидания там, наверху» и его продолжения печатаются в серии «Азбука-бестселлер». В компании с Труменом Капоте, Патриком Зюскиндом, Миланом Кундерой, Владимиром Набоковым и прочими «большими» авторами.

6/10

UPD. Много позже написания этого текста я узнал, что в 1985 году вышел роман бельгийского писателя Йефа Герартса «Дело Альцгеймера», рассказывающий о стареющем киллере с болезнью из названия, который идёт против своих нанимателей. Источники вдохновения Тилье чуть прояснились. Новизна «Змей» слегка поблекла.

Поделиться ссылкой:

Пьер Леметр — Змеи в ее голове (2021)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх