Пьер Леметр — Алекс (2011)

Пьер Леметр — Алекс (2011)

Четвертый роман Леметра, второй в серии о Камиле Верховене, вышедший в феврале 2011 года.

Оригинальное название: Pierre Lemaitre — Alex.

Книги о маньяках в последние пару десятилетий превратились в унылое болото, и чтобы выцепить в этом болоте хоть что-то необычное, еще надо потрудиться. В качестве примера необычных романов последних лет можно привести триллеры Леметра. Первый роман о Верховене отличался необычным ходом с книгой, написанной маньяком, и жесткой концовкой. Второй, «Алекс», вроде бы повествует всё о том же — полиция разыскивает маньяка. Вот только до самого конца полицейские не могут определиться, за каким именно маньяком они охотятся.

«Алекс» — роман-перевертыш. В этом его сила — такое редко где прочитаешь. В этом и его слабость — дерганное повествование, не дающее сконцентрироваться, полностью подчинено сюжетным изгибам.

Итак. Алекс — молодая женщина, которую прямо на улице похищает незнакомый мужчина. Похищает и сажает в клетку. Первая часть романа посвящена Алекс в плену. Отчаяние похищенной, ожидание смерти, попытки выбраться. Леметр заставляет читателя сопереживать Алекс. Ровно до того момента, пока Алекс не выбирается на свободу. И (вот первый крутой изгиб) Алекс оказывается серийной убийцей (а ее похититель — отцом одной из ее жертв), которая продолжает заниматься своими «подвигами». И только читатель привыкает к этой мысли, как сюжет совершает следующий изгиб — Алекс кончает жизнь самоубийством.

Чтобы сконцентрироваться на Алекс, номинальный главный герой серии Верховен задвинут на задний план. И большую часть романа кажется, что он вообще здесь не очень нужен. (Особенно, когда Верховен сосредоточен не на расследовании, а на картинах матери.) И только в третьей, финальной, части романа, Верховен выходит на первый план. Точнее, так кажется — до самого конца романа всё идёт по плану Алекс, а Верховен так и остается болванчиком, идущим туда, куда его ведут.

По сравнению с другими популярными современными французскими детективщиками, Тилье и Гранже, Леметр пишет не так сухо, более размашисто и ярко, но при этом нет такой сконцентрированности на деталях — особенно это заметно при описаниях полицейской работы. А вот что роднит Леметра с этими двумя товарищами — такой же натурализм в описаниях, который редко встречается у писателей других стран.

Роман страдает некоторыми длиннотами, особенно в середине романа, но навороченный сюжет это компенсирует. Из «детективных» романов Леметра — этот лучший, хотя и остальные держат уровень.

(И да, опубликованная через полтора года после «Алекс», «Исчезнувшая» Флинн довольно нагло использует некоторые идеи из романа Леметра.)

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Пьер Леметр — Алекс (2011)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх