Пьер Леметр — Жертвоприношения (2012)

Пьер Леметр — Жертвоприношения (2012)

Оригинальное название: Pierre Lemaitre — Sacrifices.

Пятый роман Леметра. Заключительный роман в трилогии о комиссаре Верховене.

Налетчики грабят ювелирный магазин. При этом они сильно избивают случайную свидетельницу налета, Анну Форестье. Тяжело раненная Анна оказывается любовницей знаменитого комиссара Камиля Верховена, который уговаривает — обманом — начальство отдать это дело ему. Тем временем налетчик не оставляет попыток добить Анну. А Камиль всё отчаяннее ищет преступников — сам нарушая правила и подставляясь под служебное, а может даже и уголовное расследование.

И это будет происходить до тех пор, пока до Камиля не дойдёт — все покушения на жизнь Анну служат лишь для того, что заставить его всё усерднее искать бандитов.

Каждый роман в трилогии о Верховене был написан в своем стиле — Леметр для всех трех произведений придумал какую-то свою «фишку». Первый роман, «Тщательная работа», был построен на оммажах французского дебютанта известным авторам-детективщикам. Второй роман, «Алекс», был очень тщательно выстроенным перевертышем, в котором отношение к персонажам менялось каждые сто страниц.

И вот третий роман, «Жертвоприношения». Его особенностями стали прощание и фатализм. Автор прощается с Камилем. Причем начинает делать это еще в первой трети романа — и продолжает до самой последней страницы. При чтении довольно быстро понимаешь, что куда бы не завели Верховена поиски напавших на Анну, в полиции ему уже делать нечего.

Со временем станет понятно, что «Жертвоприношения» были не прощанием с Верховеном. Нет, Леметр прощался со всем жанром полицейского триллера. Через год после этого романа выйдет книга «До свидания там, наверху», за которую Леметра оближут со всех сторон критики и писатель уже не вернется к полицейским и бандитам.

Для «Жертвоприношений» Леметр придумал какие-то перипетии сюжета и как бы эффектный хук в конце. Но всё это довольно легко просчитывается еще в первой трети романа, а к середине (опознание Афнера Анной) надо уж совсем невнимательно читать, чтобы не просчитать расклад на финал.

Да и способы разрешения Камилем загадок романа — слишком тривиальны и неудовлетворительны. Адрес одного бандита ему знакомый зек подсказал (как Deus ex machina), а про главного злодея Верховена просто озарило без особых уличающих того свидетельств.

Что в итоге? Депрессивный роман. Со сложночитаемыми странными предложениями — Леметр писал в стиле «поток сознания» (может быть, это особенность перевода) и с переключениями между первым и третьим лицом в повествовании. И c абсолютно невпечатляющей детективной интригой. Если Леметр хотел «Жертвоприношениями» поставить точку в жанре «полицейский детектив», то у него получилось… никак. На троечку с минусом.

5/10

Поделиться ссылкой:

Пьер Леметр — Жертвоприношения (2012)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх