
Оригинальное название: Murder by Decree.
Шерлок Холмс против Джека Потрошителя.
Лондон, 1888 год. Убийца по прозвищу Джек-Потрошитель терроризирует Уайтчепел. После трех убитых проституток и неспособности полиции найти убийцу, горожане обращаются за помощью к самому известному детективу Лондона — Шерлоку Холмсу. Холмс начинает расследование, но полиция не только не помогает в расследовании, но и откровенно ставит палки в колеса частному сыщику. А всё из-за того, что следы Джека ведут в лучшие английские дома.
Иногда возникает ощущение, что Джек-Потрошитель и Шерлок Холмс — два самых популярных английских персонажа. (Плюс еще бессмертный лич Лиза Георгиевна.) Про них уже столько всего написано и снято, что жизни не хватит, чтобы всё прочитать/посмотреть. Но мы пытаемся…
В 1965 году вышел фильм «A Study in Terror», в котором Шерлок Холмс гонялся за Джеком-Потрошителем. В 1973 году вышел документально-игровой сериал «Jack the Ripper», в котором накидали самых разных теорий про причины, следствия и личности. В 1976 году вышла книга «Jack the Ripper: The Final Solution», автор которой наизобретал теорий про связь Джека с масонами и королевской семьёй (популярная была в то время книжечка).
Затем один из сценаристов сериала 1973 года свел вместе все эти источники и написал новый сценарий. Собственно, «Убийство по приказу». Дальше были обычные производственные будни и в начале 1979 года фильм вышел на экраны.
По актерам долго расписывать, но в фильме собрали многих звезд того времени. Холмс — Кристофер Пламмер. Ватсон — Джеймс Мэйсон. Лиз — Дональд Сазерленд. Уоррен — Энтони Куэйл. Сборная солянка из английских и канадских актеров. Потому как у фильма были канадские продюсеры, а снимали его в Англии. А режиссером был американец Боб Кларк.

Известную нам историю Джека-Потрошителя создатели фильма никак не исказили. Всё, что нам известно об убийствах маньяка, в фильме присутствует. От имен убитых до надписи про «Juwes». Похождения Холмса остаются в тени официальной истории.
Холмс в фильме был не нужен. Наличие известного детектива — просто маркетинг. В «Убийстве по приказу» великий сыщик не ищет окурки и не занимается дедукцией. То расследование, что ведет Холмс в этом фильме — свидетели и медиум, мог вести любой сыщик. Да хоть бы Фредерик Абберлайн, который вел это дело на самом деле.
Сюжет в фильме интересный. Увлекательный. Хорошая история про тайные заговоры и отважных сыщиков. Нормально. Со съемками похуже вышло. Лондонский туман, в котором происходит большая часть действия фильма, похож на серую кальку, которой качают из стороны в сторону перед картонным макетом городских зданий. Фильм выглядит «дешево», хотя и не является дешевым.
Можно было бы списать уровень съемок на год выпуска, но есть один нюанс. На той же студии, где снимали «Убийство по приказу», и в то же самое время в соседнем павильоне Ридли Скотт снимал первого «Чужого». И «Убийство» в сравнении с «Чужим» выглядит как студенческий капустник против корпоратива «Газпрома». Кто-то (американцы) уже тогда научились снимать красиво, а кто-то (англичане) еще не научились. Хотя отдельные сцены «Убийства» производят впечатление и по сей день. Например, сцена убийства Мэри Келли — когда Холмс врывается в комнату, а над распотрошенным телом девушки склонились два маньяка. Жутковатое зрелище.
Сюжет в целом. Один из наследников Британского престола, принц Альберт, женится на простолюдинке, Энни Крук. Позже он ее бросает ради других женщин. У Энни родился ребенок. Ее упрятали в психушку. Министр и глава местных масонов внушает королевскому врачу Спайви, что дело необходимо замять. Спайви и его помощник Слэйд начинают убивать знакомых Энни — проституток Уайтчепела. Эта пара и стала «Джеком-Потрошителем». После убийства Мэри Келли оба убийцы погибают. Холмс договаривается с масонами, что он сохранит всё произошедшее в тайне, а власти не будут разыскивать ребенка Энни Крук.
И если вам этот сюжет показался очень знакомым, то вам не показалось. Фильм «Из ада» с Джонни Деппом 2001 года, поставленный по комиксу Алана Мура, который публиковался с конца 1980-х. Просто и создатели «Убийства по приказу», и Алан Мур использовали для вдохновения одну и ту же книгу — «Jack the Ripper: The Final Solution». Только автор книги и Мур использовали имена реальных людей — Галла и Нетли, а в «Убийстве по приказу» имена заменили на несуществующих Спайви и Слэйда.
Поэтому при просмотре «Из ада» не покидает ощущение, что это ремейк «Убийства». Слишком уж много пересечений между этими двумя фильмами. И да — старый фильм лучше. Как обычно. Там, может, картинка не такая красивая и спецэффектов не было предусмотрено, зато старый сценарист дружил с головой и выдал связную историю. А не это вот всё.
8/10