Энтони Горовиц — Алекс Райдер. Пойнт-Блан (2001)

Энтони Горовиц — Алекс Райдер. Пойнт-Блан (2001)

Оригинальное название: Anthony Horowitz — Alex Rider. Point Blanc.

Второй роман из цикла об Алексе Райдере. Вышел в сентябре 2001 года.

В Нью-Йорке убивают крупного бизнесмена Майкла Дж. Роско. Незадолго до этого погибает бывший глава Службы Внешней Разведки России, генерал Виктор Иванов. Обе смерти замаскированы под несчастные случаи, но английская разведка не верит в это. Потому что Роско был знакомым главы разведки и перед своей смертью пытался связаться с ним. Расследуя эти смерти, МИ-6 выясняет, что связывало погибших мужчин — их сыновья учились в одном месте. Закрытом французском пансионе для мальчиков «Пойнт-Блан». У МИ-6 есть тот, кого можно послать под прикрытием в этот пансион — 14-летний шпион Алекс Райдер.

Алекс Райдер — это Джеймс Бонд для мальчиков 10-14 лет. Джеймс Бонд — потому что в цикле о Райдере бережно копируется стиль фильмов (но не книг) о Бонде — будь то гаджеты, которые позволят выпутаться из любой безнадежной ситуации, или опереточные злодеи, которые любят долго рассказывать Райдеру о своих чрезвычайно коварных планах. Ну, а сам Райдер совершает головокружительные трюки, которые любого другого привели, в лучшем случае, в инвалидную коляску до конца дней.

А еще «Алекс Райдер» — это очень денежная франшиза. Включающая в себя книги, комиксы, фильм, сериал, игрушки. И, думается, изначального автора всех этих похождений мальчика-шпиона, Энтони Горовица, вся эта франшиза изрядно обогатила. А отсюда вопрос — что же Горовиц писал о Райдере такие халтурные книги?

Слушайте, я понимаю, что при чтении книг о Райдере надо принять некоторые условности сериала. Такие как подросток, который может ушатать с одного удара взрослого подготовленного бойца. Или миллион пуль, которые постоянно пролетают мимо главного героя. Или даже откровенно идиотские планы архи-злодеев. Это нормально — этим Горовиц завлекает малолетних читателей. Но откровенно же плевать на логику нельзя, да?

«Пойнт-Блан» — обычное приключение Алекса Райдера. Злодей, который хочет захватить мир с помощью какого-то идиотского плана. Спуск Райдера с почти отвесной скалы на гладильной доске (которая выступает в роли сноуборда), параллельно с выносом двух команд стрелков, которые пытаются убить главгероя. Глупо, но захватывающе.

Но. В очень чопорном пансионе, где из хулиган (как бы) делают пай-мальчиков, Райдеру позволяют оставить сережку в ухе. (В сережке у него спрятана взрывчатка, с помощью которой он в нужный момент выберется из заточения.) Комната Райдера оборудована камерами видеослежения, в «Пойнт-Блане» несколько десятков противников, но когда Алекс выбирается из своей комнаты и отправляется «приключаться» — за ним никто не следит. Запертых в камере пленников прослушивают постоянно, а за единственным во всем пансионе не члена «секты имени сумасшедшего доктора» никто не приглядывает. При наличии вертолета за беглецом отправляют погоню за снегоходах. Когда Алекс посылает сигнал о немедленной эвакуации, то его начальник в разведке его игнорирует, потому что… Да просто потому что «а вдруг этот Райдер послал сигнал просто так».

И вот когда количество этих косяков превышает какой-то «критический уровень», то понимаешь, что Горовиц писал это всё «на отвали». Потому что писать о нереальном можно, но держать читателей за совсем уж идиотов — не стоит. Если книга хороша, то читатели примут небывальщину за «правила игры». А вот глупостям прощения нет.

Вот. А потом заглядываешь на сайт ВВС и выясняешь, что в их списке 200 лучших книг всех времен, этот самый «Пойнт-Блан» обосновался на 105 месте. Вроде и вторая сотня, а вроде и 200 книг всех времен. И вот тогда понимаешь, что Горовиц свою аудиторию знает на отлично — зачем пытаться сделать что-то хорошо, если можно просто сделать зрелищно. В англоязычном мире это работает. А те, кому этот набор логических дыр не понравился… ну, они просто не целевая аудитория мира Алекса Райдера.

Ладно, я прочитал первую книгу о Райдере, «Громоотвод» (он же «Громобой»). Она оказалась ерундой. Памятуя о невероятной популярности цикла, сделал скидку на первый роман (такое бывает, что серия раскачивается не с первого романа) и прочитал второй, «Пойнт-Блан». Который тоже оказался ерундой. Видимо, всё — пора заканчивать с этим циклом. Вряд ли дальше будет лучше.

5/10

Поделиться ссылкой:

Энтони Горовиц — Алекс Райдер. Пойнт-Блан (2001)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх