
Оригинальное название: Agatha Christie — Towards Zero.
Гости съезжаются в дом престарелой вдовы, леди Трессилиан. Отдохнуть пару недель и прояснить свои запутанные любовные треугольники. В доме Трессилиан одновременно оказываются нынешняя и бывшая жены теннисиста Нэвилла Стрэнджа, Кэй и Одри. Нэвил надеется, что женщины придут к взаимопониманию, но обстановка в доме накаляется. А после в доме происходит убийство. К счастью, в тех краях проводил свой отпуск суперинтендант Баттл, который подключается к расследованию.
Спойлеры.
Кого убили? Мистер Тривз, леди Трессилиан
Как убили? Повесили табличку на лифт (Тривз был вынужден подниматься по лестнице и его сердце не выдержало), ударом по голове
Кто? Нэвил Стрэндж
За что? Тривза из-за того, что тот узнал в Стрэндже малолетнего преступника; Трессилиан для того, чтобы в убийстве обвинили его бывшую жену
Что с преступником? Арестован
Про «Ноль» — это теория одного из персонажей романа. Точка, в которой сходятся все факторы и происходит убийство. На русском роман первоначально публиковался под названием «Час ноль». Ближе к концу 1990-х появился перевод «По направлению к нулю», что больше похоже на оригинальное название романа Кристи.
«По направлению к нулю» — один из тех романов Кристи, что были написаны во время войны. (И, как это почти всегда бывало у Кристи — в романе нет и намека на войну.) Где-то в 1942 году начались проблемы с изданием романов — особенно, в Англии. (В США было чуть проще.) Недостаток бумаги начал сказываться. Поэтому Кристи начала писать «в стол». Как вспоминала писательницы — тогда она писала несколько романов за раз. Над душой не стояли агенты, требующие очередные похождения Пуаро к конкретной дате.
Проблемы с издательствами разрешились в 1944 году. И тогда Кристи «выбросила на рынок» всё написанное. 4 романа за год — многовато даже по меркам продуктивной Кристи. Интересно то, что ни в одном из этих романов не было Пуаро или мисс Марпл. В романе «По направлению к нулю», например, действовал Баттл — второстепенный персонаж нескольких предыдущих романов Кристи. В этом романе Баттл «дорос» до практически главного героя. И это было последнее появление Баттла в книгах — больше Кристи о нем никогда не писала.
Роман впервые был опубликован в американской периодике в мае 1944 года. Первое книжное издание тоже вышло в Америке — в июне 1944 года. В родной для писательнице Англии книга появилась чуть позже — в июле 1944 года.
О хорошем. Новые декорации, новые персонажи. Кристи в романе в очередной раз создала набор запоминающихся мест и лиц. Читать интересно, несмотря на вялое начало — убийство леди Трессилиан происходит, когда роман уже сильно переваливает за середину. Кристи никогда не стремилась к смертям на первых страницах, но тут уж она совсем затянула с экспозицией.
О плохом. Если есть достаточная эрудированность в книгах Кристи, то при чтении «Нуля» будет очень заметно, что писательница использует те же приемы, что уже встречались в ее романах. Мотивацию с одного романа, способ совершения убийства с другого, любовный треугольник с третьего и так далее. Я понимаю, что сложно изобретать каждый раз абсолютно новые трюки, но когда о личности преступника во время чтения догадываешься по тому, что «это было в «Стайлзе», а вот это — в «Убить легко», то это уже халтура. Да, еще любовная линия в романе выглядит настолько глупой и неуместной, что кажется, будто Кристи ее туда насильно вбивала киянкой.
И о совсем плохом. Мотивация убийцы. Любовь, наследство, власть, месть — в классических детективах не так много триггеров для убийства. Кристи их все перебрала не по одному разу. Понятно желание писательницы придумать что-то новое, но сумасшествие убийцы — очень так себе мотив. К тому же Кристи уже пару раз безумного убийцу изобретала. Один раз ей за это уже «дали по рукам» — в романе «Трагедия в трех актах» она переписывала финал и делала убийцу «уравновешенным». А в «Нуле» Кристи снова пошла по этому пути — «я убью старую леди, которая мне ничего не сделала, и наведу на себя подозрения полиции, чтобы мою бывшую жену повесили за убийство». Э-э, это уже похоже на донцовщину, а не на Королеву Детектива.
Такой вот роман. Средний. При отличном уровне словосложения у Кристи, сюжет в романе хромает. Слишком уж в нем много допущений для того, чтобы мозг при чтении не брыкался словами «ну ерунда же какая-то происходит, чесслово».
6/10
О других произведениях Агаты Кристи вы можете почитать на этом сайте по этой ссылке.