Третий роман Ладлэма. Вышел в апреле 1973 года.
Оригинальное название: Robert Ludlum — The Matlock Paper.
К преподавателю в Карлайлском университете Джеймсу Мэтлоку обращаются агенты правительства США. Университет, в котором работает Мэтлок, по сведениям агентов стал центром по распространению наркотиков и Мэтлоку предлагают поучаствовать в расследовании по раскрытию преступной сети и ее таинственного главаря по прозвищу Нимрод. Мэтлок, у которого недавно погиб из-за наркотиков брат, не отказывается от предложения.
Вот именно на «Бумаге Мэтлока» Ладлэм когда-то закончил формирование своего «фирменного» стиля, которого будет придерживаться на протяжении почти всей своей писательской карьеры. В первых двух своих романах, «Наследие Скарлатти» и «Уик-энд Остреманов», Ладлэм оттачивал стиль и изобретал сюжетные завязки и ходы. В «Бумаге» Ладлэм уже нащупал свою формулу и в дальнейшем творчестве просто изобретал вариации.
Знаете, если читать Ладлэма не по порядку написания романов, то «Бумага Мэтлока» не произведет особого впечатления. Причина — практически всё из «Бумаги» в том или ином виде будет встречаться, и не раз, в последующих романах автора. Если же читать «Бумагу» наперед остальных (или хотя бы просто представить, что это так), то роман покажется вельми хорошим.
Не, Ладлэм уже в «Мэтлоке» начал повторяться. Сравните профессора Мэтлока, к которому обращаются агенты, и Таннера из «Уик-энда Остерманов» (редактора новостей), к которому обращается ЦРУ. Уже повтор. Гражданский, не связанный ни с полицией, ни со спецслужбами, ни с криминальным миром, которого вовлекают в разборки могущественных организаций. Любимый прием Ладлэма, кстати. (У Таннера и Мэтлока есть еще одна общая черта — у их женщин были отцы, пострадавшие от правительства США. Одинаковый противовес для их патриотизма.)
А различие этих персонажей в том, что в Мэтлоке Ладлэм вывел своего «идеального героя». Умный, находчивый идеалист. У Ладлэма всё тот же Мэтлок будет появляться еще пару десятков раз в разных романах. Просто каждый раз Мэтлока будут звать по новому.
Отстранимся от творчества в целом и вернемся к этому роману. Роман неплох. По хорошему неплох. Талантливый одиночка против крупной организации. Приключения Мэтлока, который борется с наркоторговцами, бегает от правительства и «сотрудничает» с еще одной криминальной организацией. Натужный хэппи-энд. (Еще одна фирменная тема Ладлэма — вроде в конце и всё хорошо, но осадочек остается. Такое повторялось в «Наследие Холкрофта», «Директиве Джэнсона» и еще нескольких романах автора.)
Но роман не идеален. Немного нудное начало. Чрезмерный идеализм Мэтлока. Слегка сумбурное развитие событий в середине. И не слишком умело вписанные в книгу негры-террористы. Негры были нужны для финальной разборки, но Ладлэм, обозначив их в начале романа, просто выкинул их из повествования практически до самого финала. Поэтому, когда они таки проявляются, то производят впечатление рояля в кустах. И что бы делал Мэтлок, если бы негры не появились? Короче, косяк автора.
По итогам. Двоякое впечатление. Если есть желание познакомиться с автором — можно почитать и «Бумагу Мэтлока». Роман хорош, но не дотягивает до лучших произведений Ладлэма. Если же лучшие романы Ладлэма уже прочитаны, то «Бумагу» лучше уже и не читать. Ничего нового вы там уже не прочитаете, а мелкие просчеты автора в сюжете будут слегка раздражать.
7/10