Одиннадцатый альбом шведской группы Soilwork. Вышел в январе 2019 года.
В тени The Night Flight Orchestra. Так можно назвать позднюю карьеру Soilwork. TNFO, основанный в 2007 году, был типовым побочным проектом — известные музыканты в стороне от своих основных групп играют ретро для души. Так, отдохнуть от всего этого тяжмета и повспоминать музыку детства. Но. TNFO неожиданно начал «взлетать» — появилась популярность, пошли продажи. Как выяснилось, ностальгию вокалиста Стрида по старому року разделяли очень и очень многие. Логично, что Стрид в такой ситуации сосредоточился на TNFO, выпуская регулярно альбомы этого проекта — в 2015, 2017 и 2018 годах вышло по альбому.
А вот Soilwork оказался оттерт на задний план. Пока «перло» с TNFO, зачем расходовать время на не самый популярный нынче дэт-метал? В 2015 году под вывеской Soilwork выпустили альбом «The Ride Majestic» (который если кто и хвалил, то очень сдержано) и группу временно «положили на полку». Чтобы народ не совсем забывал про Soilwork, в 2016 году выпустили сборник лучшего «Death Resonance».
В 2018 году, закончив работу над очередным альбомом TNFO, Бьорн-сотоварищи всё-таки занялись подготовкой нового альбома Soilwork. Ну, как бы нужно уже. TNFO — это успешно сейчас. И не факт, что будет успешно «завтра». А вот Soilwork — это культовая (хоть и в узких кругах) группа с четвертьвековой историей. Нехорошо ее просто сливать ради сиюминутного. Надо же как-то и напоминать фанатам о себе? А у Soilwork за 3 года была одна только новость — из группы ушел барабанщик. И не просто ушел, а перебрался аж в Megadeth. И на его место взяли другого барабанщика.
И вот, новый альбом, названный «Verkligheten», был записан. Лейбл Nuclear Blast его выпустил. Там куча изданий была, но, если не считать разных упаковок, делились они на 2 типа — либо базовый треклист из 12 треков на 50 минут, либо лимитные издания с 4 бонусными треками. (Эти бонусные треки Наклеры выпустили позже отдельным релизом — ЕР «Underworld»). И еще, из примечательного — песня «Stålfågel»: на интернет площадках с музыкой эта песня была в варианте дуэта Бьорна и Алиссы из Arch Enemy, а на физических копиях альбома эта песня была только с вокалом Стрида.
В России «Verkligheten» был официально выпущен Союзом. В простом джевеле. Без бонусов и без Алиссы.
Группа зачем-то придумала название для альбома на родном шведском языке — «Verkligheten». Впервые в своей истории. Притом, что на альбоме ни в одной песне нет ни одной строчки на шведском. Да, и в песне со шведским названием «Stålfågel» тоже нет. Но это их дело.
Открываем буклет альбома. Смотрим авторов песен. Из 12 песен 3 написал Стрид, а все остальные — Дэвид Андерссон. Хм-м. И вот тут хотелось бы напомнить, что Андерссон — это тот дядька, с которым в 2007 году Стрид основал TNFO. Это тот корефан Стрида, которого он взял в Soilwork, когда из группы ушел последний оригинальный гитарист, Вичерз. Это было в 2012 году. И вот Дэвид стал основным автором музыки Soilwork. Кстати, в TNFO ровно такая же картина. На «Sometimes the World Ain’t Enough», альбоме TNFO 2018 года, 11 песен написал Андерссон и одну — Стрид. В общем, Бьорн полностью положился на своего старого друга. Надо придумать ретро-рок, чтобы про АОР и диско? Дэвид напишет. Надо как-то подкормить фан-базу Soilwork? Дэвид сочинит. Сугубо практическое отношение к музыке.
И из такого подхода родился «Verkligheten». Ладно скроенный, профессионально слепленный — чувствуется рука мастера и его подмастерьев. Аккуратная комбинация из модерн-дэта, металкора, альтернативы и грува. С другой стороны — ни о каком «движении вперед» и речи не идёт. Этот альбом записывали не потому, что музыкантам было, что сказать. И не потому, что несколько лет для этого альбома изобретали что-то новое и вкусное. Нет, тут всё просто — контрактные обязательства и необходимость подкормить рынок хоть каким-то материалом. Поэтому профи взялись, профи сделали, профи выпустили. Без души, без идей, без вдохновения. Чисто на профессионализме и пересборке идей предшествующих альбомов.
Относится к такому подходу можно по разном — кому-то «и так вроде ничё», кого-то от такого ремесленничества воротит. «Verkligheten» в целом — крепкая жанровая ремесленническая поделка. А на каких словах предыдущего предложения ставить ударение — тут каждый для себя решает сам.
Да, труды Бьорна и Дэвида в TNFO просочились и на «Verkligheten». Кое-где по альбому раскиданы типовые приемы проекта. А в трех песнях альбома, «Stålfågel», «Needles and Kin» и «The Ageless Whisper», просто кусками копипастили из песен TNFO.
Что дальше? Бьорн продолжил заниматься ровно тем же, что и в предыдущие несколько лет. TNFO — в приоритете: новые альбомы в 2020 и 2021 годах. Soilwork — в тени: следующий за «Verkligheten» альбом группы вышел в 2022 году. За Soilwork немного обидно, но The Night Flight Orchestra действительно играют очень интересную музыку.
7/10