Оригинальное название: Agatha Christie — The Man in the Brown Suit.
Четвертый роман Агаты Кристи.
Энн Беддингфелд после смерти отца осталась сиротой и решила, что теперь ее будет вести дорога приключений. В лондонском метро Энн становится свидетельницей несчастного случая — испуганный мужчина падает под поезд. Энн связывает эту смерть с еще одной, случившейся в городе — в пустующем доме был обнаружен труп женщины. На оставшиеся от отца деньги Энн покупает билет на корабль, плывущий в Африку — потому что именно на том континенте находятся ответы на загадку двух смертей в Лондоне.
Из первых пяти романов Кристи только в двух действовал чопорный бельгийский сыщик Пуаро. В остальных трех произведениях рассказывалось о приключениях разных молодых людей. И эти произведения не были «классическими детективами». Они не были серьезными, выверенными и снобскими. Напротив, Кристи в этих романах пыталась развлечь читателей приключениями, юмором, нелепыми ситуациями и галереей забавных персонажей. Это потом уже издатели «намекнут» Кристи, что лучше всего продаются романы о Пуаро и писательница в своем творчестве сосредоточится на расследованиях бельгийца. А до 1926 года Кристи еще писала, что хотела.
Вот и этот «Человек в коричневом костюме» относится к «веселым», приключенческим романам Кристи. Энн — безалаберная девица, которая постоянно вляпывается в приключения. Ее пытаются скинуть с корабля, ее скидывают с обрыва, ее похищают и связывают. По хижине, в которой она прячется, палят из пистолетов. Она убегает от преступников и полицейских. Переплывает реку с крокодилами. Пользуется преступником, как щитом, приставив к его голове пистолет. В общем, ничего общего с «обычной Кристи». Но весело и интересно. Детективная интрига, конечно, в романе плёвая — можно сказать, что ее и нет там вовсе. Но роман и не про нее — он про захватывающе и смешно.
В «Человеке» повествование от лица Энн перемежается страницами из дневника Юстаса Педлера. На это мало обращают внимание, но этот дневник представляет собой практически альфа-версию способа повествования в романе Кристи «Убийство Роджера Экройда» 1926 года. Когда рассказчик пишет обо всем, кроме своих преступлений. Такая вот «разминка» перед тем, как Кристи целый роман на этом приеме построит.
А прием из «Человека», когда сбежавший преступник в финале пишет из другой страны письмо главному герою, Кристи под копирку воспроизвела в своем романе «Почему не Эванс?» 1934 года.
Действие «Человека», по большей части, происходит на пути в Африку и в самой Африке. И такие «декорации» случились потому, что именно в них Кристи этот роман и писала. В 1923 году Кристи ездила по миру, в том числе и в Африку (еще с первым мужем, от которого ей и досталась фамилия Кристи), где и написала «Человека в коричневом костюме».
Издание «Человека» сопровождалось некоторыми нюансами, которые окажут влияние на дальнейшее творчество Кристи. Всё дело в том, что перед изданием романа Кристи решила, что она уже вполне себе профессиональный писатель. И наняла литературного агента, Эдмунда Корка. Корк был агентом и другом Кристи до самой смерти писательницы.
В начале карьеры Кристи по глупости заключила договор с издательством «The Bodley Head» сразу на 6 книг. За которые ей платили мало. То есть, за пару лет Кристи стала известным писателем, а издательство за ее очередной роман платило ей, как дебютанту. Разорвать этот контракт Кристи не могла, но зато Корк сумел пристроить «Человека» в лондонскую газету Evening News. Которая и напечатала первой новый роман Кристи. Начали печатать в ноябре 1923 года. Закончили в январе 1924 года. Роман был напечатан небольшими фрагментами аж в 50 выпусках газеты.
Предыдущие романы Кристи тоже печатались в периодике, но там были еженедельные или ежемесячные издания. В ежедневном издании Кристи печаталась впервые. И, главное — за публикацию этого романа в газете Кристи заплатили 500 фунтов. (На эти деньги она купила себе автомобиль.) Поэтому ей уже было всё равно, когда «The Bodley Head» напечатали «Человека» в виде книги в августе 1924 года. От книжного издания она получила гонорар почти в 20 раз меньше, чем от газетной публикации.
В 1925 году Кристи завершит контракт с «The Bodley Head» (6 книг было выпущено этим издательством — 5 романов и сборник рассказов) и больше никогда не будет с ним работать. Корк найдет ей новые издательства и заключит договора с приличными гонорарами.
7/10