Оригинальное название: Robert Ludlum — The Bourne Ultimate.
Семнадцатый роман Роберта Ладлэма. Заключительный роман трилогии о Джейсоне Борне. Вышел в феврале 1990 года.
Предыстория. Его звали Дэвид Уэбб. В 1960-х он с семьей жил в Камбодже. Семья погибла. Уэбб завербовался в «Медузу» — американский отряд «отморозков», которые занимались во Вьетнаме всякими сомнительными операциями. В это время Уэбб убил предателя по имени Джейсон Борн.
Через несколько лет после окончания вьетнамской войны Уэбб стал работать с ЦРУ над поимкой Ильича Санчеса Рамиреса — террориста, известного под прозвищем Карлос Шакал. Уэбб взял псевдоним «Джейсон Борн» и стал выдавать себя за наемного убийцу. Цель операции — создать себя репутацию, бросить вызов Карлосу и вынудить того охотиться за «Борном».
Во время операции Уэбб был ранен, потерял память, его пытались убить и Карлос, и ЦРУ. Уэбб выжил, Карлос сбежал. Уэбб оказался единственным, близким к разведывательным кругам США человеком, который мог опознать Карлоса. Уэбб поселился в Америке и стал преподавать в университете. Вот эти события были описаны в романе Ладлэма «Идентификация Борна» — главном бестселлере писателя — вышедшем в 1980 году.
В 1986 году Ладлэм выпустил второй роман про Уэбба/Борна, «Превосходство Борна». Новые приключения отставного шпиона, который направо и налево «мочил» противников в Азии. Карлос в этом романе не появлялся — с точки зрения истории «Борн-Карлос» «Превосходство» был чистым филлером.
И вот, в 1990 году вышел третий роман, «Ультиматум Борна». И всё-таки Ладлэм вернулся к противостоянию Уэбба и Рамиреса, начавшееся за 10 лет до этого.
Карлос-Шакал выходит на след Дэвида Уэбба и угрожает его друзьям. Уэбб прячет свою семью и сам начинает охоту на Карлоса. Для этого Уэбб провоцирует «Медузу» — бывших членов отряда, которые сейчас занимаются незаконной деятельностью. Цель Уэбба в том, чтобы «Медуза» обратилась к Карлосу для ликвидации Борна. Однако у «Медузы» есть и свои убийцы — итальянская мафия. И потому количество охотников за Борном только увеличивается.
«Ультиматум Борна» — это ряд стычек Уэбба с Карлосом в самых разных частях света. США, Карибы, Париж и, наконец, СССР. В каждом из этих мест, кроме США, противники с азартом палят друг в друга, не обращая внимания на «сопутствующий ущерб». То есть, на активно умирающих людей, которые случайно оказались недалеко от разборок этих двух убийц. Или, вот как выразился сам Уэбб в романе — «я кину гранату в толпу из 20 человек, если одним из 20 будет Карлос». Обрамляет историю этого противостояния разборки с «Медузой», мафией, ЦРУ и КГБ.
Всё, что касается активных действий — стрельбы, драк и погонь — Ладлэм отлично пишет. Он умеет писать подобные эпизоды и в романе есть ряд потрясающих «боевых действий». А вот всё остальное в романе плохо. Ладлэм вводит в повествование десятки персонажей и связанных с ними историй, только чтобы забыть о них через какое-то время. Количество подвисших сюжетных хвостов в романе может посоперничать с Библией. Сам «костяк» сюжета — провоцирование «Медузы» — выглядит алогично и жалко. Наезжать на группу могущественных преступников, когда у тебя на хвосте висит самый известный убийца в мире? Попробуйте найти в этом логику. Я вот не смог.
Второй и главной проблемой романа стала многословность Ладлэма. Как говорит в конце романа Уэббу его жена Мари — «ты тратишь 12 слов там, где достаточно 2». Продолжительные пустые диалоги, постоянное повторение сюжетных вводных, постоянное повторение одних и тех же фраз. Этот роман мог легко «похудеть» на треть без какого-либо ущерба сюжету — опытному редактору было бы достаточно вычеркнуть из текста все повторы. А так от «Ультиматума» остается впечатление, что его писали для маразматиков, которым каждые 4-5 страниц надо напоминать всё ранее произошедшее. Из-за этого роман читается невыносимо скучно — и это при том, что «боевка» в романе написана на высоком уровне. Не стоит писать роман на 700 страниц, если сюжета в нем едва на 400 страниц набирается.
Карлос. В «Идентификации» Шакал уходит от преследователей. Как и в реальном мире, в котором Карлос был задержан только в 1994 году. А «Ультиматум» вышел в 1990 году, когда Карлос был еще на свободе. Что сделал Ладлэм? Он постарался отойти от личности реального Карлоса и в романе описал совсем другого персонажа. В «Идентификации» Борн боролся с реальным Карлосом, а в «Ультиматуме» Борн борется против фэнтезийного Черного Властелина Карлоса. В романе Шакал заметно состарен (в 1990 году реальному Карлосу было всего 40 лет), болен, потерял связи с реальностью, убивает направо-налево и хохочет сатанинским смехом в нужных местах. Короче, карикатура.
На «Ультиматуме» Роберт Ладлэм закончил с похождениями Уэбба-Борна. Карлос мёртв, Уэбб обрел покой. Всё закончено. В 2001 году Ладлэм умер, так больше ничего и не написав про Борна. А в 2002 году вышел фильм «Идентификация Борна» с Мэттом Деймоном. Фильм стал популярен, хоть и имел очень отдаленное отношение к книгам Ладлэма. Наследники писателя захотели этим попользоваться. И уже другие писатели начали штамповать продолжения про Борна. И к настоящему моменту наштамповали уже 18 книг. Против 3 оригинальных от Ладлэма. А ведь в «Ультиматуме» постаревший Борн изо всех сил хотел уйти на покой. Но какой там покой, когда речь идёт о больших деньгах.
5/10