Тринадцатый альбом Opeth. Вышел в сентябре 2019 года.
После альбома «Watershed» 2008 года Opeth избавились от death metal в своей музыки. Всё, больше нет ни гроула, ни характерно звучащих для этого жанра гитар. И начали шведы играть progressive metal. До поры. Потому что позже их прог-метал стал всё больше походить на прог-рок. Микаэль Окерфельдт в какой-то момент вспомнил, что он всю жизнь любил рок-группы 1970-х и начал в Opeth бережно копировать их музыку, звук, аранжировки.
«Sorceress», альбом Opeth 2016 года, был совсем уж современным трибьютом Uriah Heep, Deep Purple и Jethro Tull. Да еще и записанным с нарочито плохим звуком. Всё это уж совсем походило на лажу. Но пресса традиционно «рукоплескала» шведам за их постоянные «открытия новых горизонтов».
После «Sorceress» прошло 3 года и Opeth выпустили следующий альбом, «In Cauda Venenum». Который оказался заметно лучше предшественника. Во-первых, группа всё-таки нашла в себе силы записаться с приличным звуком. Уже одно только это заставляет относится к новому альбому лучше, чем к «Sorceress». Во-вторых, Opeth снова потяжелел. Понятно, что не до «тяжести» времен «My Arms, Your Hearse» и иже с ними, но в 2019 году шведам снова можно в графу «жанр» писать слова про progressive metal — и не лукавить при этом.
Любовь Окерфельдта к старым рокерам никуда не делась. И на «In Cauda Venenum» в каждом второй песне можно услышать отголоски творчества Uriah Heep. Но гитары в 2019 году у Opeth потяжелели и в отдельных местах альбома кажется, что тут не хватает только гроула — и было бы совсем, как лет 15 назад. Но нет — к гроулу Микаэль уже вряд ли вернется.
Еще Окерфельдт, видимо, понял, что просто копировать песни почти полувековой давности — не вариант. Если в 2010-х делать аранжировки, как в начале 1970-х (жужжит гитара и разминается Хаммонд), то слушатель очень быстро от таких песен устанет. Поэтому на «In Cauda Venenum» аранжировки песен постарались сделать поразнообразнее. Тут вам и что-то джазовое, и что-то восточное, и что-то компьютерное (ну чисто французы Space во вступлении) — и так далее, и тому подобное. Итог — «In Cauda Venenum» слушается с интересом. Не «Blackwater Park», конечно, но лучше, чем всё то, что выпускали шведы после 2008 года.
В минусах у альбома оказалось то же самое, за что в предыдущем абзаце альбом хвалили. Аранжировки. Группа всё-таки немного заигралась и вусмерть переаранжировала большую часть композиций на альбоме. Любимый прием — продолжительная акустическая часть в каждом треке. Даже там, где она вообще не нужна. Но нет — почти в каждой песне или в середине есть акустическая интермедия, или присутствует продолжительная акустическая кода. Из-за этого «In Cauda Venenum» воспринимается, как что-то очень затянутое. 9 песен (плюс интро) общей продолжительностью в 68 минут — это слегка перебор.
Еще одним «новым горизонтом» для Opeth на «In Cauda Venenum» должно было стать то, что впервые группа записала целый альбом на шведском языке. Потому что, да — «In Cauda Venenum» был целиком записан на шведском. Но вот тут вмешались дяденьки с лейбла (а Opeth в последние годы обитают на немецком лейбле Nuclear Blast), которые сильно «попросили» группу сделать англоязычную версию альбома. Группа пошла лейблу навстречу — и записала англоязычную версию «In Cauda Venenum». По музыке версии вообще ничем не отличаются. Микаэль взял из уже готовой шведской версии минусовку, перевел тексты на английский (местами — очень примерно) и записал новую версию вокальных партий.
В Швеции альбом выходил с пением на шведском. В Европе альбом вышел с пением на английском. Но чаще всего альбом издавался в виде двойника, в который были включены обе версии. Еще было выпущено издание, в котором был и третий диск — на котором было записано 3 бонусные песни. И вот каждая из этих бонусных песен тоже была записана в 2 вариантах — на английском и на шведском. А в самом-самом «делюксе» третьим диском в комплекте был BluRay, на котором были записаны обе версии альбома с многоканальным звуком.
В России «In Cauda Venenum» официально выпустил Союз. В виде шестиполосного диджипака и с обоими версиями альбома. Кстати, вот — когда Союз в 2016 году выпускал «Sorceress», то наши фирмачи умудрились перепутать накатки на дисках. На бонусном диске было написано, что он «диск 1», а на диске с альбомом, что он «диск 2». Прошло 3 года. Союз выпустил «In Cauda Venenum». И снова умудрился перепутать накатки — треклист обещал, что на первом диске будет шведская версия, а там оказалась английская. Со вторым диском обратная история. В общем, у Союза косяки с изданиями Opeth уже становятся доброй традицией.
7/10