Роман Неумоев — Щеточки (1999)

Роман Неумоев — Щеточки (1999)

Сейчас уже стыдно признаться кому, что слушаешь шансон. Жанр окончательно выродился в быдлячью музычку, для определенной прослойки общества. А ведь когда-то шансон был вполне приличной музыкой, которую слушали многие. Когда-то — это 60-70-и-частично-80-е. При этом «блатняк» был лишь частью шансона — не так много песен в шансоне было об урки-повязали-мусора-сижу-на-зоне. Шансон же включал в себя и романсы, и веселые, одесские, еврейские песни. Отдельной частью шансона были скабрезные (называемые с подачи Беляева озорными) песенки.

Многие исполнители шансона пели песни самых разных шансонных направлений и диссонанса это не вызывало. Да даже первый альбом Новикова (тот, который сейчас всё больше известен благодаря «вувузелам гомосексуализма» и прочим закидонам) «Извозчик» был вполне приличным образчиком шансона — и чисто блатняка на нем было самый чуть. А это уже примерно середина 80-х.

Еще среди «легенд» жанра был Константин Беляев, с записями которого по рукам гуляли не одна сотня кассет. Был Виталий Крестовский, чей первый альбом (как раз таки содержащий вперемешку романсы, еврейские и озорные песни) был, походу, в каждом доме, хоть чуть интересовавшимся жанром. Была Дина Верни, чей единственный альбом сделал для популяризации жанра за рубежом больше, чем все остальные вместе взятые. Сейчас о них уже хрен кто помнит, и про советский шансон в лучшем случае вспомнят Северного или песни Высоцкого определенного периода. Я вот помню — эн-ную часть своей жизни я жил в одной квартире с дядей-автослесарем, так что я знал весь советский шансон.

В 90-е жанр издох. Точнее, его подменили тем говном, что сейчас все называют шансоном. Так оно и случается, если за дело берутся люди, которые превращают всё это в штамповку. Задолго до «Фабрики звезд» появились «Фабрики шансона», которые выпускали свои «изделия». Гуглите, например, имя Спартака Арутюняна и сколько он там сотен песен написал на заданную тематику. И, как и сказано выше, сейчас уже стало стыдно признаться, что слушаешь или раньше слушал русский шансон. 

Роман Неумоев, если кто не знает, это вокалист-гитарист группы «Инструкция по выживанию». Сибирский панк, всё такое. Главное достижение Неумоева в плане музыки то, что Егор Летов когда-то не поленился и записал целый альбом его песен. Впрочем, в 90-е Неумоев в своем мировозрении свернул в какие-то табуня, проклял свое раннее творчество и разругался с тем же Летовым. Из-за этого тот же альбом ГО «Инструкция по выживанию» в нормальном виде не издавался на CD до 2016 года, а из переизданий «Прыг-Скока» было удалено несколько песен авторства Неумоева.

В конце 90-х записал альбом «Щеточки», составленный из песен в жанре «шансон». Тот самый, советский шансон. Ну как записал — где-то, у кого-то на гитаре наиграл блок песен в заданном жанре. «Щеточки» официально не издавались, но в интернетах вроде можно было найти, если поискать. Собственно, и название «Щеточки» было известно только из интервью Неумоева, в котором он рассказывал, что такая запись существует. Понятно, что в «официальную» дискографию «Щеточки» не входили.

И впервые «Щеточки» вышли на CD только в 2018 году. Ну как вышли — в продажу этот диск не поступал. Там, наверху в посте, есть скан оборота диджипака и на нем можно разобрать фразу «НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ!» Оно и понятно, что не для продажи — песни все чужие, и хрен его знает, что там с авторскими правами. А раз диск не для продажи, а типа сувенир, то это не запрещено.

Распространялся он так. Лейбл Bull Terrier Records выпустило два альбома Инструкции, «Печерский венок» и «Слава любви». Эти альбомы можно было купить по отдельности. Или за тысячу рублей можно купить комплект из этих двух альбомов (альбомы, кстати, та еще дрянь, но об этом в другой раз), и тогда в подарок давался диск «Щеточки». Собственно, такой комплект я и купил.

Оформление. Четырехполосный диджипак. С одной стороны диджипака обложка и панель с треклистом. С другой стороны диджипака вводные слова от издательства о шансоне (в этих словах издательство скромно сравнивает Неумоева с Северным и Высоцким; ну-ну), а под прозрачным дискодержателем фрагмент нот к песне «Я помню тот Ванинский порт». Буклета в издании нет.

Роман Неумоев — Щеточки (1999)

Слушаем. Ну, вот то, о чем я писал выше — конкретно к блатняку относится меньше половины альбома. «Про Кольку Ширмача» (на диджипаке режет глаз написание «Про Костю Ширмача»). «Мурка». «Ванинский порт». «Окурочек» (между прочим, это Юз Алешковский написал). «Жил в Одессе парень» (в которой Неумоев прикалывается, исполняя на ее мотив Шевчуковскую «Что такое осень»).

Плюс есть пяток веселых песен из репертуара Крестовского и три, не менее веселых, песни из репертуара Беляева. Плюс подобие романса «Возле тихой речки», который, как мне помнится, еще Зыкина пела.

Так, к составу песен претензий никаких. Где-то так олдовые шансонные альбомы и собирались. Немного таких песен, немного сяких, и еще чуть всяких — вот и альбом готов. Претензии есть к исполнению.

Наперво, поет эти песни Неумоев хреновенько. Заикается, запинается, забывает слова, не попадает в ритм — человек или песни эти впервые услышал за пять минут до записи, или давно и прочно забыл. А запись «Щеточек», вероятно, такого понятия, как «дубль второй» не включала в себя в принципе.
К тому же Неумоев «забывает» неслабые куски текста песен. И если, допустим, «Мурка», ходила в миллионе версий и здесь к сокращениям не подкопаешься, то выкинутый кусок из «Ассенизатора» — это хамство. Или ровно половина не спетого текста в песне «Щеточки». Или выкинутый кусок текста с убийством Маруси из песни «Про Кольку Ширмача». Или в «Чудном лесе» из восьми куплетов в исполнении Неумоева осталось только два. Или… да пофиг, короче на эти «или». Понятно, что Неумоев к этим песням отнесся довольно похабно.

Музыка. Игра на гитаре здесь только как подложка для текстов. «Три блатных аккорда», да одинаковый бой. В результате половина песен звучит одинаково и пока Роман Владимирович не начинает петь, отличить их друг от друга невозможно.

И всё как-то печально. Ожидался качественный трибьют старому шансону. Получился какой-то «ужас-ужас», единственная польза от которого в том, что может кто после прослушивания «Щеточек» захочет узнать, как звучали эти, хорошие в общем песни, в исполнении действительно хороших исполнителей.

3/10

Поделиться ссылкой:

Роман Неумоев — Щеточки (1999)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх