Мэтью Стовер — Герои умирают (1998)

Мэтью Стовер - Герои умирают
Мэтью Стовер — Герои умирают (1998)

Оригинальное название: Matthew Stover — Heroes Die.

Третий роман Стовера. Первый роман в цикле «The Acts of Caine». Вышел в 1998 году.

В начале карьеры писателя Стовер написал фэнтези-дилогию «Barra the Pict». Особой славы с ней ни снискал. А затем у Стовера вышел роман «Герои умирают» (ставший началом новой серии, в которой на сегодня выпущено 4 романа). Вот с ним Стовер «угадал» и популярность его начала множиться.

Так, в двух словах, события «Героев» не расскажешь. При чтении всё просто, а вот кратко описать не особо получится. Будем рассказывать иносказательно. «Матрицу» себе представляете? Реальный Зион, виртуальная Матрица — вот эти все вводные помните? Так вот — у Стовера в романе есть два «мира».

Первый. Пусть будет «Зион». Там НФ и жесткая антиутопия. Кастовая система и тоталитарное правительство. В этом «Зионе» есть способ — с помощью специальной технологии — перемещать сознание людей в другой мир. То ли параллельный, то ли виртуальный — в романе толком не объясняется. Другой мир — пусть будет «Матрица» — выписан в типовом фэнтези-антураже. Мечи и магия, эльфы и огры.

И вот эта «Матрица» используется «Зионом» только для развлечения ширнармасс. Специально обученные люди — называемые Актерами — загружаются в фэнтезийный мир и там приключаются. А жители «Зиона» следят за их приключениями. Просто медиа-индустрия. При этом Актеры могут быть разных специализаций — бойцы, маги, паладины. Типовой выбор, как во всех RPG. Остроты приключениям Актеров в «Матрице» придает тот факт, что если погибнешь в «виртуалке», то умрешь и в «реальном» мире. (Собственно, как и в фильме «Матрица».) А во время своих похождений Актерам надо вести себя как можно более активно — зрители в «Зионе» не будут смотреть, как Актер просто отсиживается в подвале. Поэтому Актеры сами изо всех сил нарываются на приключения.

Вот примерно такие вводные. «Матрица» тут просто для аналогии приведена. Потому что роман Стовера вышел на год раньше, чем первый фильм тетралогии. И, на самом деле, что Стовер, что (тогда еще) братья Вачовски просто «черпали вдохновение» из одних источников. Например, из романа Даниэля Галуйе «Симулакрон-3» еще аж 1964 года. В том романе тоже были погружения в виртуальные миры и вытаскивания персонажей из смоделированного мира в мир реальный. Но это так, к слову.

Сюжет «Героев». Хари Майклсон — один из самых популярных Актеров «реального» мира. В «фэнтезийном» мире он отыгрывает роль великого воина по имени Кейн. Жена Хари, Шанна, тоже актерствует. В очередном приключении Шанны в фэнтези-мире всё идёт наперекосяк и ей грозит смертельная опасность. Студия (аналог голливудских студий, которые у Стовера занимаются показом трансляций из «Матрицы») отправляет Кейна в «виртуалку», на помощь супруге. Кейн должен спасти жену и убить очередного фэнтези-правителя — Императора-мага по имени Ма’элКот.

Действие романа происходит в обоих «мирах». НФ-мир — там чистая оруэллщина. Диктаторы, социальная полиция, политзаключенные. Эта часть интересна разборками Хари с начальством. Потому что, с одной стороны, Актёр Хари занят тем, что в «Матрице» убивает принцев и свергает императоров, а, с другой стороны, он там не должен ляпнуть ничего такого, что могло бы быть расценено, как призыв к свержению власти в «реале».

В фэнтези-мире всё гораздо проще. «Конина» во все поля — у кого тут самый большой меч и всех убью — один останусь. Читается, как очень неплохой боевик — с безостановочным экшеном и грамотным описанием боёвки. В этой части Стовер как-то чересчур усердствует с натурализмом. Пытки, отсеченные конечности, фонтаны крови. И еще дерьмо — у автора есть какой-то фетиш, связанный с фекалиями. Потому что он регулярно включает их в повествование — от закидывания противника дерьмо-снежками и до повторяющегося «враг перед смертью опорожнил кишечник».

По отдельности «миры», придуманные Стовером, не сработали бы. Во-первых, не Стовер их «придумал» — всё откуда-то заимствованно, всё было задолго до Стовера. Что НФ-мир, что фэнтези-мир. И читать про очередного Уинстона Смита и очередного Конана было бы скучно. Но соединить два настолько непохожих мира в одной истории — вот тут Стовер молодец. Действительно нечто «новое». В итого, «Герои умирают» — ни разу не шедевр, но нормальное такое, увлекательное развлекательное чтиво.

А теперь вот еще что припомните… Стовер показал себя специалистом в написании текстов, в которых НФ встречается с фэнтези. То есть, высокие технологии и махание мечами с магией соседствуют в одном тексте. В какой популярной Вселенной требуется смешивать подобные ингредиенты? Правильно, в «Звездных войнах». Кураторы SW быстро оценили способности молодого автора и, начиная с 2002 года, Стовер занялся написание романов по этой Вселенной. Всего Стовер написал 4 романа по «Звездным войнам», включая новеллизацию «Мести ситхов». А потом в его резюме еще появились книги по играм «God of War» и «Magic: The Gathering». Вот что значит грамотно себя подать.

7/10

Поделиться ссылкой:

Мэтью Стовер — Герои умирают (1998)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх