Дэшил Хэммет — Зигзаги подлости (Обрывок газеты) (1924)

Журнал «Black Mask», март 1924 года

Оригинальное название: Dashiell Hammett — Zigzags of Treachery.

Восьмой рассказ из цикла об Оперативнике детективного агентства Континенталь. Впервые был опубликован в первом мартовском номере за 1924 год журнала «Black Mask».

Богатый доктор Эстеп кончает жизнь самоубийством. Но полиция не верит в самоубийство и арестовывает жену Эстепа. И в это время появляется женщина, которая утверждает, что она первая жена покойного доктора, с которой он так и не развелся. Поэтому накопления доктора должны достаться ей. Адвокат второй жены обращается в агентство «Континенталь», чтобы его сотрудники нашли способ доказать невиновность его клиентки.

Спойлеры. Доктор действительно покончил с собой. Доктора годами шантажировал один мошенник, выправивший ему когда-то липовые документы. Затем мошенник захотел больше денег, но доктор ему отказал. Мошенник подделал газету, которую получал доктор, разместив в ней объявление, испугавшее доктора. Доктор послал отрывок газеты мошеннику (вот откуда взялось название «Обрывок газеты», под которым этот рассказ иногда издавался на русском), а после покончил с собой. Первая жена доктора — на самом деле не жена, а мошенница. Ее нанял шантажист в качестве резервного плана.

Хитрый сюжет, на уровне лучших произведений Хэммета. Проблема рассказа в том, что весь этот извилистый детективный сюжет проговаривается от лица мошенника на последних страницах рассказа. А все страницы «Зигзагов» до этого момента посвящены слежке. Оперативник начинает следить за «первой женой». Выявляет ее контакт, начинает следить за ним. Замечает, что кто-то еще следит за его объектом и сам начинает следить за следящим.

Параллельно Хэммет от лица Оперативника рассказывает «правила слежки», ее особенности и приемы. В конце рассказа Оперативник приходит к мошеннику и тот, под дулом пистолета, рассказывает ему всю комбинацию. Есть еще в рассказе пара эпизодов, когда Оперативник отправляет людей на смерть — один раз случайно, второй раз сознательно. Но, в общем, «Зигзаги» — это ода слежке.

В том номере «Черной маски», где был опубликован этот рассказ, также было написанное Хэмметом вступления. В котором он расписывал, как важна слежка в работе детектива. Делился воспоминаниями, как он сам когда-то занимался слежкой в детективном агентстве. Как он при этом накосячил и его избили. (Сомневаюсь, что это было в реальности.) И всё это с подводкой к тому, что «Зигзаги» он решил посвятить важнейшему элементу работы детективов. Слежке за подозреваемыми. При публикации «Зигзагов» на русском, это вступление никогда не переводили.

Такая вот попытка Хэммета в своих произведениях «поиграть в реализм». В начале карьеры писатель часто так делал — писал не «салонные детективы», далекие от реальности (Агата Кристи), а рассказывал о работе «на земле». Приземленно и грубо. И у него получалось — за это его и любили читатели. Это потом уже у Хэммета пойдет чуть более фантастическая проза. А в 1924 году еще всё было отлично.

7/10

Поделиться ссылкой:

Дэшил Хэммет — Зигзаги подлости (Обрывок газеты) (1924)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх