К моменту появления “Звездопада” я уже начал подзабывать про Гражданку. Последние альбомы группы, “Солнцеворот” и “Невыносимая легкость бытия”, вышли четыре с лишним года назад, остальная их дискография (ну, кроме совсем уж дремучих и неинтересных раритетов) тоже была собрана тогда же. А четыре года в то время — это большой срок. Это сейчас у топовых команд альбомы появляются в лучшем случае раз в пять лет, а тогда это был почти приговор.
Да и приоритеты за это время сильно изменились — блэк и дэт стали нашим всем, а отечественные коллективы потихоньку отползали на обочину приоритетов.
Потому, весной 2002 года когда вышел “Звездопад”, он был не то что проигнорирован, куплен конечно, но как то вторым номером. А прослушивание добило окончательно — херовая запись, хуже чем даже “Солнцеворот”, и сомнительный набор песен — не свои, но перепетое советское старье. Покупался он, кстати, еще на кассете, вестим ХОРовской. Диски тоже ХОР тогда издал — причем несколько вариантов. Попадались в джевеле, с фотографией на обложке, диджипак с деревом на картинке, и джевел с деревом, но набор песен везде был одинаковым.
Вторая волна интереса к Гражданке началась после великолепной “Долгой счастливой жизни” и последовавших затем переизданий старых альбомов на Мистерии Звука. Тогда я купил практически всё, что вышло — кассеты то всё равно уже были выкинуты. А вот “Звездопад” Мистерия не переиздала. Наверное, денег пожалели. Там же авторских отчислений небось воз и тележка. А вот интересно, ХОР легально это тогда издавал? И не это ли его подкосило? Ведь, если не ошибаюсь, “Звездопад” был последним ХОРовским релизом.
В 2007 году Летов и компания отреставрировали запись. Меньше чем за полгода до смерти Игоря Федоровича. Получается, что это его последняя работа в студии. Звук стал получше — нет, не так — вообще появился хоть какой-то вменяемый звук, сами песни особо не допиливали. Вот по памяти — у песни “На дальней станции” концовка стала другой, а больше никаких отличий я и не услышал. Но я тот, первый вариант “Звездопада” не так много и слушал, может чего и не запомнил.
А вышел новый вариант только в сентябре 2010 года. Причем совместными усилиями основного издателя Гражданки в то время, Выргорода, и Союза. И каждая из фирм еще свой каталожный номер на диск поставила. Ладно, спасибо, что издали и в продаже можно найти. (В отличии от изданных Выргородом Коммунизмом, которые были изданы копеечным тиражом, и если проморгал на их сайте, то всё, остался без Коммунизмов.)
Оформление. Шестиполосный диджипак. Фотографии, треклист, техинформация. Буклет на двадцать четыре страницы. В буклете ни текстов песен, ни вообще какой-либо инфы, только куча фотографий группы. И да, сравнивал со старыми изданиями — фотографии все отличаются.
Еще в диджипак вложена многократно сложенная бумажка, с треклистом и техинформацией, вроде как написанными рукой Летова. То ли это только в первом тираже было, то ли только при заказе через Выргородский сайт, но у меня она есть, а вот знакомому, что покупал позже, этот автограф уже не достался.
Слушаем. Мысли об альбоме с каверами появились еще в середине 90-х. Со свойственным Летову гигантизмом он планировался то двойником, то даже тройником. На тех черновиках, что болтаются сейчас в интернете, видно, что количество песен, на которые собирались писать кавера, было чудовищно большим. Я вот не особо представляю как бы звучали композиции “Если у вас нету тети” или “Лесной олень” в интерпретации Летова. Или вот еще Летов рассматривал с переделке тупейшую вещь “Мой адрес — Советский Союз”, но к счастью от этого лубка он отказался.
После выбраковки осталось 16 песен. Старые добрые советские. Если кто вспомнил перепевки советских хитов во времена Коммунизма, то забудьте. Там был не прикрытый ничем стеб, здесь к песням подошли серьезно — и альбом слушается чуть не как новый номерной альбом Гражданской Обороны. Старую перепевку “Тумана” помните? Ну вот, примерно в таком аксепте тут всё и есть.
Если и не знать, что эти песни не летовского авторства , то диссонанс появится только в паре треков — например, “На всю оставшуюся жизнь” или “Звездопад”. А так Гражданка Гражданкой, с типичным же Гражданочным звучанием, с плотным гитарным звуком и органом. Понятно, что Летов перелопатил исходный материал под себя. Если для этого надо было поиграться с оригинальным текстом, то это Летова не смущало. Исполнение только одного куплета в “Красном коне” сразу бросается в глаза. В других песнях это уже не так заметно, например в “Песне о циркаче” было выкинуто только неряшливое четверостишье про “Научу я мальчишек друг друга любить”. Выбирать из произведений только те места, которые понравились, это не очень то честно, но допустим.
Песни выбрали не потасканные. Я не большой знаток советской попсы, и смог сходу припомнить только четыре песни из шестнадцати. И то потому, что две из них услышаны по телеку (песня из “Кортика”, да баллада из “Бременских музыкантов” — а куда деваться, все один и тот же телевизор тогда смотрели), и одна песня Владимира Семеновича.
А при незнании исходников этот альбом еще больше воспринимается как номерной альбом Летова. С парой боевиков в начале (Кортик/На дальней станции сойду), парочкой маршевых, на манер “тум-тум-тум”, “Я принял решение” и “На всю оставшуюся жизнь” (последняя наглухо порчена вокалом Чумаковой), парочкой песен с простым гитарным перебором (хоть и на электрогитаре) (Красный конь/Шла война), и с заключительной инструменталкой “Свой среди чужих”, которую и на СЛО не стыдно поставить вместо “Об отшествии…”.
“Солнце взойдет” исполняется Летовым так, будто она написана была не для детского мультика, а для “Ромео и Джульетты” Гуно. Высоцкого не испортишь, а тут еще выбрали такую песню, про которую и успел забыть, так что “Белое безмолвие” просто отличная встреча со старым знакомым.
На переиздании 2010 года бонусом докинули еще три песни. Две в концертном исполнении — “Туман” Рыжова, которую Летов еще домамонтовых времен поет, в очередном акустическом исполнении, и “Солнце взойдет” с концерта Г.О. в Москве. Первая как обычно хороша, вторая — тоже самое что на альбоме, только запись похуже. И третья бонусная песня, “Зачем снятся сны” — дичь и муть раньше ходившая в исполнении Эдиты Пьехи. Та песня, над которой стоило стебаться в Коммунизмах. А здесь еще вдобавок и исполненная целиком Чумаковой и растянутая на почти шесть минут. Херня.
Итого. Прыг-Скоковские песенки записанные со звуком “Солнцеворота”, Коммунистические побасенки записанные с серьезностью “Армагеддон-Попса”. Еще одна веха имени Летова.
9 / 10