
Скорость выпуска Летовым альбомов в восьмидесятые меня всегда поражала. Летом 87-го он закончил серию из пяти альбомов. А уже в январе 88-го записал новую серию альбомов. Из этой серии лучший был “Боевой стимул” — монументальнейшее панковское творение, “Всё идет по плану” — похуже, но там была легендарная одноименная песня, которая перевешивала все недостатки. И третьим альбомом был “Так закалялась сталь”, хороший, но на фоне двух других выглядевший бедным родственником. В официальной дискографии он вроде числится девятым номерным альбомом Гр.Об.а.
Записано всё это было буквально за несколько дней в начале января 88-го. И практически в одиночку Летовым.
В 90-х у меня было пара кассет с этим альбомом — обе с чудовищным качеством. Первое издание на дисках было от ХОРа в начале нулевых, но тогда было не до него. Потом было издание от Мистерии Звука в 2007 году, но я его тогда не смог достать — как то совсем до магазинов оно не доехало. Пришлось ждать издание от Выргорода 2016 года. Выргородское издание полностью повторяло Мистерию Звука, только значок лейбла сменили.
Оформление. Шестиполосный диджипак. Несколько фотографий Летова, треклист и инфа о записи. Две полосы отданы под обложку и вариацию обложки. Насчет обложки — уж на что я черствый человек, но фотографии трупов в гробах даже меня проняли. Двадцати четырёх страничный буклет. В буклете куча архивных фото, тексты всех песен, включая бонусные, небольшая вступительная статья Летова об альбоме. На первой странице буклета фото с инвалидом, которая была когда-то обложкой на ХОРовском издании. Красивое издание, в общем.

Слушаем. По звуку — типичная “Гражданка” восьмидесятых. Эксперименты со звуком и хардкорщина у Летова начались со следующей серии альбомов. А тут такой звук, который как когда то на “Мышеловке” появился, так до “ВИПП” и сохранялся. Ну, то есть качество записи говно, панковской мощи явно не хватает. Но всё одно цепляет.
Запись реставрировал Летов в 2007 году. В интернетах народ писал, что звук говно — пластмассовый и плоский, и самая приличная версия была на издании ХОРа. Не знаю, ХОРовское издание я не слышал, а по сравнению с теми кассетами, что у меня были — тут качество практически идеальное.
По песням. Центральная — “Новый 37-й”. Вещь, которая, к сожалению, с годами становится всё более актуальной. Вторая по значимости — “Солдатами не рождаются”. Тоже, к сожалению, не потеряла актуальности.
От “Новой патриотической” когда-то в школе пёрло. Сейчас уже не такое впечатление производит, но всё одно хороша. От “Так закалялась сталь” такие же ощущения.
“Харакири” — программная Летовская вещь. “Амнезия” — простенькая полуакустическая штука, но вот ее текст почему то до сих пор в памяти сохранился, в отличие от многих других.
“Лето прошло” — наивная туфта, “В каждом доме” — нудная скучная туфта.
Пара стишков — в качестве перекура между песнями отрабатывают, но не более.
Оголтелый панковские вещи: “Один день Ивана Денисовича”, “Кто сильнее — тот и прав”, “Обосраться и не жить”, “КГБ”. “Анархия” еще с первым вариантом текста про “легион ментов”. Тут весь этот блок песен сугубо под настроение.
И колыбельная “Колыбельная”. И всё. Вроде только и начал слушать, а альбом уже и закончился. Для такого типа музыки — полчаса звучания самое оно.
Бонусы. А бонусы скучные — я понимаю, что Летова пёрло разбирать свой архив, и пихать неизданные ранее дубли в качестве бонусов на свои диски, но скучно. Несколько песен с “БС” и “ВИПП” в немного других версиях. Но там разницу между версиями заметит лишь мегазадрот. Только один трек — “Всё идет по плану” с плохой записью с концерта 1989 года тянет на реальный бонус.
Итого. Может и не лучший альбом Летова, но у Летова даже средние альбомы выше на голову соратников по цеху.
7 / 10