Фильм «Ограбление» (1967)

Фильм «Ограбление» (1967)

Оригинальное название: Mise à Sac.

Экранизация романа Ричарда Старка.

Двенадцать профессиональных преступников объединяются ради большого дела. Они попытаются ограбить целый город. Напасть ночью, захватить полицейский участок, пожарную и телефонные станции. А после, не торопясь, обнести местные банки, магазины и фабрику. План хороший, но из-за личной мести одного из бандитов ограбление идёт наперекосяк.

Роман «Ограбление» был пятым романом Уэстлейка, написанным под псевдонимом Ричард Старк. Соответственно, это был пятый роман о похождениях налетчика Паркера. Романы были популярные и ими интересовались киноделы. Уэстлейк был не против продажи прав. Единственным камнем преткновения со стороны автора было использование имени «Паркер», но киношники были не против переименовать персонажа.

Первая экранизация о Паркере вышла в 1966 году. Во Франции. «Сделано в США» Годара. Там было много Годара и мало Старка. Второй фильм вышел в 1967 году в США — «В упор» Джона Бурмана. Там тоже были большие проблемы со сценарием. И третьим фильмом о Паркере стало французское «Ограбление», тоже вышедшее в 1967 году, но ближе к концу года: премьера фильма состоялась в ноябре. Там в создании фильма еще принимали участие итальянцы — от них часть денег и несколько актеров. Но фильм был снят на французском и, традиционно, его называют французским фильмом.

Паркера в этом фильме зовут Жорж и играет его Мишель Константен. (На самом деле, это сын русских эмигрантов, настоящее имя которого Константин Хохлов.) Имена остальных персонажей тоже переделали на французский манер. Эдгарс стал Эдгаром Варини. Полус стал Паулюсом. Мэри стала Мари-Анж. И так далее.

У Константена в 1967 году еще не закончился период ролей разнообразных бандитов. Так что с образом Жоржа-Паркера у него всё сложилось нормально. Остальных актеров я не знаю, но тоже все сыграли нормально.

Романы Старка были написаны с примерно одинаковой структурой. Подготовка к ограблению, ограбление, разборки после ограбления. Автор иногда менял структуру романов, перетасовывал местами части. Использовал нелинейную шкалу времени. Но, плюс-минус, романы были об одном и том же.

«Ограбление» Старка тоже было написано по тому же шаблону. Подготовка к налёту на город — сбор команды, обсуждение нюансов, экипировка. Сам налёт. И что случилось после налёта. Всё внятно, логично и интересно.

Киношникам структура романа показалась скучной. Зачем тратить время на подготовку ограбления, если можно перейти непосредственно к оному? К тому же, это были 1960-е. Фильмы про ограбления (или хейст-фильмы, если у вас есть какие-то претензии к русскому языку) были еще в моде. И французам пришла в голову «блестящая» мысль — снять фильм про ограбление, большая часть метража которого будет отдана на, непосредственно, ограбление.

Знакомство с персонажами, разработка плана — всё это в фильме показано «галопом». Уже в районе 20 минуты фильма начинается ограбление. Которое продлится до самых финальных титров. Хотели фильм про ограбление? Вот вам его квинтэссенция.

Из такого подхода создателей фильма проистекают как плюсы, так и минусы фильма. Плюсы — фильм очень напряженный, он интересно смотрится. Интересней же смотреть, как взрывают сейфы, чем на то, как обсуждают взрыв сейфа. Минусы — как-то скучновато смотреть почти полностью «механический» фильм. Идёт постоянное действие, без рефлексии. Бандиты, преимущественно молча, занимаются своими делами. Куда-то идут, кого-то бьют, что-то взламывают — и так до бесконечности. Не художественное произведение, а «сводка с полей».

Само ограбление протекает с полуночи до утра. То есть, большую часть фильма действие происходит в темноте. А в 1960-х ночные съемки еще не научились снимать так хорошо, как сейчас. В темноте удобно скрыть небольшой бюджет, но зрителю от этого не легче.

В целом, фильм на любителя. Редкого любителя. Либо поклонника Старка, либо поклонника фильмов-ограблений, как отдельного жанра кино.

Фильм и книга. Большая часть фильма следует близко событиям книги. Но с пониманием, что в фильм попала, дай бог, третья часть книги, не больше. Эдгарс в книге сжег немалую часть города — Эдгар в фильме подпалил одну виллу. Эдгарс мстил городу в целом и убил при этом нескольких человек — Эдгар мстил одному конкретному человеку (хозяину фабрики, который когда-то увел у него жену) и никого при этом не убил. В начале книги Паркер убил преследователя, а Жорж только избил «хвост».

Книжная Джейн, к которой в конце романа приехал Паркер, в фильме показалась буквально на минуту. Как случайная знакомая Эдгара. В книге Мэри уехала с Грофилдом и появлялась позже в других романах про этого персонажа. В фильме Морис (переименованный Грофилд) оставляет Мари-Анж связанной в лесу и уходит.

И, разумеется, финал. В то время в кино еще витала мысль о Высшей Морали и о недопущении безнаказанности зла. У Старка в романе ограбление удаётся, преступники, хоть и не без приключений, делят добычу и расходятся по своим делам. Киношники такой финал не захотели (или не смогли) снять. Поэтому в фильме книжный финал оказался полностью перевран. Преступники теряют все украденные деньги и еле уносят ноги, а некоторых из них арестовывает полиция. Ну как же так, господа французы…

Про сборы фильма я ничего в интернете не нашел. Но сомневаюсь, что они были хорошие. Удачей фильм не стал. Это понятно хотя бы по тому, что его никогда не выпускали на ДВД или BluRay. Вот вообще никогда. Фильм доступен в сети — в виде оцифровки с видеокассеты кошмарного качества. Вроде как фильм реставрировали в 21 веке — для показов на вечерах в честь режиссера Алена Кавалье. Но отреставрированная версия не была официально издана и в сеть не просочилась.

Фильм можно найти в рунете с любительским переводом. Перевод… ну, любительский. Но посмотреть можно. Особенно, если с французским совсем плохо, а английской версии фильма не найти вообще нигде.

6/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Ограбление» (1967)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх