Фильм «В упор» (1967)

Фильм «В упор» (1967)

Экранизация романа Ричарда Старка «Охотник».

Оригинальное название: Point Blank.

Книжная серия о Паркере неплохо продавалась и Уэстлейк (настоящее имя Старка) в 1962-67 годах написал о нем десяток романов. Киношники не могли пройти мимо популярной серии и взяли ее в оборот. За 1966-68 года вышли аж четыре фильма по романам о Паркере. И ни в одном из них персонажа не звали Паркер. Как гласит легенда, Уэстлейк соглашался «продать» имя героя, если только «покупатели» гарантируют ему, что будет снята серия фильмов о Паркере. Думается, что всё проще — фильмы снимались на разных студиях, и было бы довольно глупо, если в год выходило по паре фильмов об одном персонаже с разными актерами. Да и зачем киношникам таким образом делать рекламу другим фильмам? Так Паркер обрел кучу других имен — в фильме «В упор» он стал Уокером.

Движущей силой создания этого фильма стал Ли Марвин. Это актер, который и исполнил в фильме главную роль. Незадолго до этого Марвин получил «Оскара» за главную роль в ныне прочно забытом фильме «Кэт Баллу» и прежде не особо известный актер на какое-то время оказался звездой, способной спорить с продюсерами. Именно Марвин настоял на том, чтобы режиссером фильма стал никому не известный в тот момент Джон Бурмен, а после отстаивал «находки» своего друга-режиссера в разборках с продюсерами.

Ли Марвин

Бурмен же потом говорил, что Марвин тогда постоянно пил, и за весь фильм нет ни одного кадра, в котором актер был бы трезвым. Может поэтому в фильме актер, которому в тот момент было чуть за сорок, выглядит лет на 15 старше. Кстати, мне одному кажется, что Марвин в этом фильме очень похож на постаревшего и спившегося Бенедикта Камбербэтча?

О чем была исходная книга. Во время ограбления налетчика Паркера подставляют подельник и собственная жена. Они ранят Паркера, после чего он попадает в тюрьму. Выбравшись из тюрьмы, Паркер теперь хочет найти свою жену Линн, своего подельника Резника и главное — стребовать с Резника свою долю денег за ограбление. Всё осложняется тем, что Резник работает на мафию, но Паркер ради денег готов схлестнуться даже с ней.

О чем фильм. Исходный сюжет книги в фильме сохранен. Паркер (в фильме Уокер), Линн, Резник (в фильме Рис). Ограбление. Ранение. Возвращение Уолкера. Самоубийство Линн. Смерть Риса. Шантаж мафии (в книге ее обзывают эвфемизмом «Outfit», в фильме «Organisation»). В общем-то, в фильме книгу можно опознать, но не более того.

Теперь об отличиях. Книжный Паркер был профессиональным налетчиком. Грубым, бессовестным убийцей. В фильме Уокер преступного прошлого не имеет и в ограбление ввязывается, чтобы помочь другу. Да, Рис в фильме был другом Уокера, в отличие от книги. В книге Паркер хладнокровно убивал врагов, в фильме он не убил никого. Да, в этом как бы наикрутейшем триллере главный герой сам никого не убивает. Рис упал с балкона сам. Картера, Стегмана и Брюстера убил снайпер. К тому же в книге Паркер сам до всего доходит своим умом, а в фильме у него есть таинственный информатор, и в конце выясняется, что Уолер был всего лишь пешкой во внутренних мафиозных разборках. Вот так книжный крутой персонаж превратился в киношного рогоносца-простака, от которого ушла жена к его лучшему другу. Хоть и выглядит он круто с пистолетом в руке. Зато в фильм вкряченна любовная линия, отсутствующая в книге, да, в принципе, не особо там и нужная.

Как всё это снято. Фильм снят в новом на тогда жанре «нео-нуар». Это когда традиционный американский нуар снят в традициях европейской «новой волны». Для тех, кто не в курсе, что это такое: традиционное кино — это когда создатели фильма ставят своей целью порадовать глаза зрителей, а «новая волна» — это когда создатели пытаются трахнуть мозг зрителей. «В упор» как раз из фильмов второй категории. В фильме куча флэшбеков — и некоторые из них повторяются по пять раз. Звуковые эффекты чудовищны — разнообразные шумы, часто с эффектом эхо. И такая же дерганная музыка — от одного только свинга в ночном клубе передергивает. Смотреть фильм реально тяжело. 

При этом, эпизоды фильма по отдельности сделаны мастерски — на них реально не нарадуешься. Пробуждение Уокера в тюремной камере. Звук шагов, когда Уокер идет к Линн. Диалог-монолог Уокера и Линн, когда Линн отвечает на не заданные вопросы, а Уокер молчит. Диалог Уокера и посыльного, в котором Уокер повторяет по одному слову из каждого предложения курьера. Всё это сделано очень изобретательно и красиво. И это только первая четверть часа фильма. Но когда весь фильм сделан такими изподвывертами — это уже тяжело смотреть.

Начальная и финальная сцены фильма сняты в Алькатрасе. Не то, чтобы именно это место было важно для сюжета, но Алькатрас на тот момент только-только закрылся как тюрьма и в нем разрешили работать киношникам. Создатели фильма не смогли пройти мимо такой площадки.

Со временем фильм стал культовым. Ну знаете, один из тех фильмов, о которых знает не так много народу, но если вы его посмотрите, то удивитесь — сколько же из него позаимствовано в другие фильмы. Де Пальма копировал в своих работах сцены из «В упор». Тарантино активно копировал и диалоги и построение сцен из «В упор».

Заигравшись со смысловыми нагрузками и визуальным рядом, создатели фильма сделали в нем довольно расплывчатую концовку. В конце фильма есть реальный шанс не понять — к чему вообще всё это было? Трактовок хватает, от прямолинейной и до мистической. Да чего уж там, со временем отдельные граждане договорились до того, что Уокер умирает в начале фильма и все события, происходящие далее, это либо его предсмертный бред, либо блуждания его мстительного духа. Короче, как в «Однажды в Америке», который Леоне снял только через 17 лет. К слову, о влиянии.

Итого. Все эти разговоры о влиянии, что оказал фильм, штука, конечно, интересная, но просмотр фильма от этого интереснее не становится. Как коммерческий триллер — фильм дрянь. Как экранизация Старка — фильм тоже дрянь. В общем, вместо того, чтобы сделать качественный триллер, создатели фильма заигрались со стилем. И сейчас фильм интересен не как качественный триллер, а просто как кусок истории кинематографа.

5/10

Режиссер: Джон Бурмен

Сценарий: Александр Джейкобс, Дэвид и Рэйф Ньюхаус

В ролях: Ли Марвин, Энджи Дикинсон, Кинен Уинн, Джон Вернон

О других произведениях Уэстлейка/Старка вы можете почитать на этом сайте по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Фильм «В упор» (1967)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх