После «01011001», выпущенного в 2008 году, Арьен Лукассен решил передохнуть от своих метал-опер и заняться чем-нибудь другим. В течение следующих нескольких лет Лукассен выпустил 3 «обычных» альбома. Причем, все 3 альбома были записаны под разными вывесками (Guilt Machine, Star One и как сольник Лукассена). В 2012 году Арьен почувствовал в себе силы вернуться к масштабным проектам. То есть, к Ayreon. О чем и поведал в этих ваших интернетах летом 2012 года.
Затем было создание «Теории всего», которое растянулось больше, чем на год. И вот — 28 октября 2013 года InsideOut Music выпустил восьмой альбом Ayreon под названием «The Theory of Everything».
Про сюжет. На этот раз Лукассен не стал замахиваться на судьбу человечества, а создал простую камерную историю. Есть школьник Вундеркинд. Есть его Мать и Отец. Отец работает над «Теорией всего» и хочет, чтобы сын ему в этом помог. Есть Учитель, что переживает за Вундеркинда. Есть Девушка Вундеркинда. Еще в школе у Вундеркинда есть Соперник. И какая же подобная история обойдется без Психиатра? Вот и все персонажи. Все они безымянные и обозначены только теми словами, что приведены в этом абзаце. История не слишком сложная и, главное, законченная, не подразумевающая продолжения.
Соответственно, и вокалистов понадобилось строго по количеству персонажей. Вокальные партии на альбоме примерно поровну поделены между всеми. Только у Психиатра, которого отыгрывает Джон Уэттон (King Crimson, Uriah Heep, Asia), оказалось меньше партий, чем у прочих. Прочие роли сыграли — JB из Grand Magus, Сара из Ancients Bards, Кристина из Lacuna Coil, Томми из Kamelot, Марко из Nightwish и некто Майкл неизвестно откуда. Как видите, состав вокалистов, по сравнению с остальными альбомами Ayreon, довольно скромный. Может быть Арьен специально так сделал, потому как на «The Theory of Everything» упор сделан совсем не на вокальные достоинства приглашенных звезд.
Про музыкантов. Основную часть фонограммы записали, как обычно, два человека. Эд Варби на ударных. И Арьен на всем остальном. И, как обычно, не обошлось без гостей. Эмерсон из Emerson, Lake & Palmer. Уэйкман из Yes. Рудесс из Dream Theater. Хэкетт из Genesis. Но дело в том, что эти люди записали по одному соло и на этом их участие в «Теории» закончилось. Они тут больше нужны были для создания настроения. Чувствуете, куда Арьен это самое настроение вывернул? Если учесть, что все эти персонажи, кроме Рудесса, относятся к прогрессивщикам из 70-х.
По музыке больше интересно наличие на альбоме флейтиста, скрипача и виолончелиста, которые отработали во множестве треков. Плюс, примкнувший к ним Трой Донокли (в момент записи «Теории», сессионщик у Nightwish, ставший постоянный членом этой группы незадолго до выхода этого альбома) в качестве волынщика-дудочника, которого можно услышать на 4 треках.
Про структуру. По замыслу Арьена, «The Theory of Everything» состоит из четырех композиций-фаз. По 20+ минут каждая. Но для удобства прослушивания каждая из фаз разбита на примерно десяток небольших треков. Итого — альбом состоит из 42 треков общей продолжительностью в 89 минут.
Про музыку. Навороченный progressive metal с обильными оркестровками и частыми вкраплениями фолковых элементов. Много клавиш (вспомните имена выше), но у них прикольное звучание — семидесятнический рок, и, к счастью, почти нет любимого Арьеном «космического» звучания (прогонов а-ля француз Жарр совсем немного, и только во второй половине «Теории»). Несмотря на то, что это как бы «опера», упор на вокал отсутствует, никаких сменяющих друг друга «арий». На «Теории» хватает чистых инструменталок. (По треклисту — 8 из 42 чисто инструменталки, и еще есть много песен, в которых о присутствии вокалиста и позабыть можно, пока слушаешь очередное соло.)
Про итого. Альбом навороченный. Альбом монументальный. Добивающий слушателя своей монументальностью и навороченностью. Рука не поднимается написать про «Теорию» что-то плохое. Арьен молодцом и всё такое. Но после пары прослушиваний понимаешь, что хитов на альбоме нет. Вот нет ни одной композиции (из 42), которую захотелось бы выдернуть с альбома, запихать в плеер и погонять ее отдельно пару десятков раз. Нет их тут.
Я не знаю, специально Арьен так сделал — чтобы ничего не выбивалось из его грандиозного музыкального полотна? Или у него просто не получилось написать очередной такой хит — маэстро просто распылился на большое, забив на малое? Не суть. Итог — «The Theory of Everything» можно и нужно слушать. Но только целиком, от и до. Никакой фрагмент альбома сам по себе вас не увлечет и не даст представления о том, что вас ждет на этом альбоме.
Про издания. Различных версий альбома по миру хватало. Нет смысла перечислять все, только основные. Базовая версия альбома — 2 диска в стекле. Диджипак с двумя дисками и бонусным ДВД, на котором записана документалка на 2,5 часа о создании альбома. Два винила, к которым в обязательном порядке шел довесок из 2CD. И самый-самый делюкс включал в себя 2CD с альбомом, ДВД и 2CD, на которых была записана инструментальная версия альбома. Такие диски с инструменталками стали популярны в последнюю десятилетку (по-моему, это началось после «Dark Passion Play»), но «The Theory of Everything» один из немногих подобных релизов, где версию без вокала слушать чуть ли не интереснее, чем обычную.
В России «The Theory of Everything» официально выпустил Маззар. Только регулярку из двух дисков в стекле. Издание Маззара я себе когда-то и купил.
P.S. Через месяц после выхода альбома, в декабре 2013 года на YouTube выложили демо-версию альбома. Она без особых красивостей и, главное, все вокальные партии на ней исполнены одним человеком по имени Вилмер. Вилмер и ранее работал с Арьеном, прописывая вокалы на его альбомах. Затем на основе партий Вилмера более именитые люди создавали свои партии. В итоговом варианте «The Theory of Everything» голос Вилмера остался только в подпевках.
Хотя спел Вилмер не хуже звезд. Послушайте — очень интересно звучит. Видео-роликов было выложено 4 — по количеству композиций на альбоме. (То видео, что я тут выкладывал, потерли на YT. Но его можно найти поиском по ключевых словам.)
8/10