Агата Кристи — Скрюченный домишко (1948)

Агата Кристи — Скрюченный домишко (1948)

Чарльз возвращается из-за границы в Англию и едет просить руки Софии — своей давней знакомой. Но в день встречи с Софией Чарльз читает в газете некролог — был убит дед Софии, Аристид Леонидис. Через своего отца-полицейского Чарльз присоединяется к расследованию этого убийства.

Спойлеры.

Кого убили? Аристид Леонидис, Джанет Роу, Эдит де Хэвиленд

Как убили? Первые двое отравлены, третья — самоубийство

За что? Маньяк

Кто? Джозефина Леонидис

Что с преступником? Убита Эдит де Хэвиленд в автокатастрофе

Внецикловый роман.

Как и с некоторыми другими романами Кристи со «Скрюченным домишком» есть путаница в годе выхода. Журнальная версия вышла в Америке в конце 1948 года, первые книжные публикации в Англии и в Америке были уже в 1949 году, потому в разных источниках фигурируют оба этих года.

Раз в несколько лет Кристи отрывалась от Пуаро и Марпл, и выдавала что-то внецикловое. Конкретно в «Домишке» это было сделано потому, что Кристи был не нужен сыщик, который бы мастерски распутал дело, но практически сторонний наблюдатель. Который будет находиться в центре событий, но никак не будет на них влиять. Таким наблюдателем и становится Чарльз, который оказывается в доме Леонидисов. Он как бы расследует — посещает места и общается с людьми, но на самом деле его действия ни на что не влияют: все намеченные Кристи события происходят вне зависимости от действий Чарльза.

Загородный особняк. Смерть патриарха большого семейства. Куча родственников разной степени алчности. Все под подозрением. Всё это было у Кристи, и не раз. Но в то же время Кристи в предисловии к позднему переизданию этого романа назвала эту книгу чуть не лучшим своим произведением. И в своей автобиографии Кристи написала, что более других своих произведений она довольно двумя — этим и «Горе невинным».

Может быть потому, что в «Скрюченном домишке» Кристи не пришлось играться с уликами, сложными алиби и финальным многословным объяснением сыщика и преступника. Да, как «чистый детектив» книга не слишком хороша. Пустое расследование, не слишком сложные преступные схемы, да и сыщики не доходят до разгадки своими мозгами — им ее преподносят на блюдечке в конце книги, в виде записной книжки убийцы, уже к тому времени покойному.

Зато книга хороша характерами и диалогами. Что касается персонажей — Кристи взяла свои стандартные типажи и чуть по другому их раскрасила. Сделала кого-то чуть мудрее, кого-то чуть циничнее, кого-то чуть безумнее. И роман стал читаться так, будто и не в д-цатый раз я читаю у Кристи об одном и том же. Да и диалоги автор подкрутила, как смогла. Во всяком случае, они стали более запоминающимися. (Взять хоть повторяющуюся фразу в обсуждении брака «(Всё будет) Если только убийство совершил тот, кто нужно.»)

Ну, и главный фокус Кристи приберегла напоследок. Она сделала убийцей 12-летнюю девочку Джозефину. Представляю себе, как в то время охнули читатели. В книге Каррана, который ковырялся в записных книжках Кристи, было написано, что Кристи до последнего сомневалась в том, кого назначить на роль убийцы. Писательница перебрала шесть или семь вариантов — включая невесту Чарльза, Софию (которую Кристи хотела сделать психопаткой без моральных принципов) — прежде чем окончательно остановилась на Джозефине. М-да, умела Кристи сделать взрывную концовку.

Так то оно так. Но. Сюжеты у детективщиков кочуют от автора к автору. Всё везде одно и то же — месть, деньги, психоз, страсть — вопрос лишь в том, какое автор сделает обрамление для этих простых историй. А историй о детях-убийцах в детективах не так много, чтобы нельзя было сразу найти аналогии. Я знаю несколько таких романов, и наиболее близкий к «Скрюченному домишке» — это «Трагедия Игрек» Эллери Квина. 1932 года, между прочим, роман, на 16 лет раньше Кристи.

Нельзя сказать, что Кристи совсем уж под копирку переписала Квина, но общего там действительно много. У Кристи 12-летняя девочка, у Квина 13-летний мальчик. Способ убийства и там, и там подсказан ребенку взрослыми. И там, и там имитация покушения на самого убийцу. И там, и там яд, как способ убийства — это логично, не с киркой же ребенку за взрослыми бегать. И там, и там убийца в конце погибает и правда о его личности не становится достоянием общественности.

В России-то понятно, популярность Квина не идет ни в какое сравнение с популярностью Кристи. Но в Америке-то еще было неизвестно, кто был популярнее из этих авторов. Интересно, как в то время публика отнеслась к таким явным перепевкам Кристи?

Ладно, давно всё это было. Сейчас важно то, что «Скрюченный домишко» действительно один из лучших романов Кристи. Интересный, легкий для чтения. Из тех, что можно перечитывать — когда весь детектив не упирается в личность убийцы, а просто написан хорошо, то его шансы на перечитываемость сильно возрастают.

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Скрюченный домишко (1948)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх