Агата Кристи — Врата Судьбы (1973)

Агата Кристи — Врата Судьбы (1973)

Семейная чета Бересфордов покупает дом в провинции. Разбирая оставшиеся от предыдущих владельцев книги, они находят в одной из них зашифрованную надпись: «Мери Джордан умерла не своей смертью. Это сделал один из нас». Бересфорды начинают расследовать смерть Джордан. Несмотря на то, что произошла она за 60 лет до их приезда в деревню.

Спойлеры.

Кого убили? Мери Джордан и Александр Паркинсон (в 1914 году), Айзек Бодликот (в 70-х)

Как убили? В начале века жертв отравили, в 70-х ударили трубой по голове

За что? Шпионы

Кто? Неназванная тетка Айрис Маллинз (в начале века), Айрис Маллинз (в 70-х)

Что с преступником? Неизвестно (в начале века), арестована (в 70-х)

Четвертый и последний роман о Томми и Таппенс Бересфордах. А также последний написанный Кристи роман. Вышел в октябре 1973 года.

В 70-х Кристи было уже за восемьдесят, она явно мучилась головой, и ее родственники пытались отговорить ее от писательства, но старушку было не остановить. В результате на свет появилось несколько практически нечитаемых романов. «Врата судьбы» стал последним из них. И самым нечитаемым из всех. Таким, про которые в рецензиях пишут: «это хрень какая-то, но учитывая предыдущие заслуги Кристи, пусть балл будет средним или чуть выше среднего».

Неумение выстроить нормальный детективный сюжет для детективщика — это уже практически абзац. У Кристи проблемы с этим начались несколько романов назад. В предшествующем «Вратам» романе, «Слоны умеют помнить», добавилось еще несколько проблем — многократное повторение одних и тех же фраз, местами несвязная речь, повисшие сюжетные линии, и сконцентрированность писательницы на бытовухе — Кристи стало интереснее писать про вазочки, чаепития, туфли, платья, меню для ужина, чем двигать вперед детективный сюжет. Во «Вратах судьбы» всё то же самое, только бытовуха стала еще концентрированнее, несвязная речь стала еще несвязнее, а детективный сюжет еще более невменяемым. И по обилию ляпов роман бьёт все рекорды. Например, Таппенс говорит, что в 1914 году ей было три года. Ага, а действие «Таинственного противника» вообще-то происходило в 1919 году, и Томми и Таппенс там уже проворачивали свои первые аферы.

На самом деле, Кристи придумала изящный ход, чтобы оправдать творящуюся на страницах книги ерунду. Бересфорды, в отличии от прочих героев Кристи, старели вместе с писательницей. Вот и в этом романе Бересфордам уже за семьдесят. И расследуют они убийство шестидесятилетней давности. Соответственно, круг опрашиваемых свидетелей также очень не молод. (Или, в противовес старикам — группа детей, с сумбурными мыслями.) Так что вся эта компашка имеет право изъясняться сильно путанными мыслями. Кристи-то выкрутилась, но вот читателям от этого не легче.

Да и расследования здесь как такового нет. Походили, поговорили, затем (так же, как в «Слоны умеют помнить») появился deus ex machina, который и рассказал, что всё это значило. В этом романе в этой роли выступил представитель разведки. Он и озвучивает мутную историю, о том, что была в деревне когда-то шпионская организация, но чем занималась непонятно — только общие слова: симпатизировала, оказывала влияние, пятая колонна. И руководил всем неназванный по имени доктор. А убила Джордан неназванная по имени дочка доктора, потому как Джордан работала на разведку. А кто убил Паркинсона, и было ли это вообще убийством, толком не объясняется. А в 70-х то ли та же, то ли другая шпионская организация снова начала действовать, и в ней состоит внучатая племянница того самого доктора, Айрис Маллинз. Которая за каким-то чертом убила садовника Бересфордов и пыталась убить Таппенс. Зачем? А хрен его знает. Походу, Кристи эту Айрис добавила в конец книги, только чтобы действие чуть оживить — никаких внятных поводов для ее появления в романе нет.

Итого. Да ну на фиг такие романы. Были у Кристи и раньше плохие сюжеты, но она хоть на классе выезжала. А здесь и сюжета нет, и писательский уровень Кристи уже был убит Альцгеймером. К счастью для всех, после «Врат судьбы» Кристи более за перо не бралась.

2/10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Врата Судьбы (1973)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх