
Владелец ночного клуба Пил нанимает частного детектива Шелдона Скотта, чтобы тот расследовал смерть некоего Джо — работника тотализатора, сбитого машиной. Скотт выясняет, что Джо был преступником в бегах, а полиция считает, что в городе орудует банда, принимающая заказы на убийства в стиле «сбить машиной и скрыться». Еще Джо обокрал владельца тотализатора, а его сестра оказалась не его сестрой. А еще молодой глупый репортер решает разоблачить банду, сделав ей заказ на убийство Шелла Скотта.
Ладно, ранний Пратер не был силен в детективных интригах. Побегать, пострелять — вот его тогдашний стиль. Но даже со скидкой на тогдашний уровень Пратера, вы сильно удивитесь при чтении «Разворошенного муравейника». Удивитесь тому, насколько убого выглядит этот роман. Примитивный сюжет, долгое блуждание в трех соснах, большая куча нелогичных поступков и невероятно затянутые объяснения того, что вообще всё это было. А ведь роман считается не халтурой новичка, а аж 14-м романом в серии о Шелле Скотте.
На деле там всё чуть по другому. Потому как «Разворошенный муравейник» это и 14 роман о Скотте. И нулевой роман о Скотте. А также первый внецикловый роман Пратера. Первый написанный им роман и шестой опубликованный.
В 1949 году Пратер решил стать профессиональным писателем и написал свой первый роман. В «главной роли» там был Шелл Скотт. Назвал он роман тогда «The Maddern Caper» (Маддерн — это фамилия убиенного Джо). Пратер отнес этот роман литературному агенту и тот начал пытаться пристроить его по разным издательствам. Романом никто не заинтересовался, а за то время, что агент с романом возился, Пратер написал свой второй роман, «Дело об исчезнувшей красотке». Снова про Шелла Скотта. Вот этот второй роман был взят в оборот издательством Fawcett и с него началась история Пратера-известного писателя.
«The Maddern Caper» при этом остался лежать на полке. В 1952 году издательство Graphic решило его опубликовать. Но Пратер и Шелл Скотт «принадлежали» Fawcett и просто так издавать роман из популярной серии они бы конкурентам не разрешили. Пратер и Graphic порешали так — писатель уберет из текста романа Шелла Скотта, а Graphic издаст роман под псевдонимом. Graphic были согласны — ведь Пратер уверенно подбирался к миллионным тиражам и был шанс, что и под псевдонимом он тоже «взлетит».

В издании Graphic Пратер был «укрыт» за псевдонимом Дэвид Найт. Роман был переименован в «Pattern for Murder». А Шелл Скотт в нем оказался переименован в Клиффа Моргана. И, судя по тому, что допечаток и переизданий не было, писатель Дэвид Найт популярностью не пользовался. Миллионные тиражи Пратера оказались удачным стечением обстоятельств, рекламой Fawcett и очень популярной серией «Gold Medal», а не его выдающимися литературными достоинствами. Неожиданно, правда?
Прошло несколько лет. Популярность Пратчетта росла, а вот его «плодовитость» начала снижаться. Если в начале карьеры он выдавал по 3-5 романа в год, то во второй половине 50-х он уже писал «всего» по 1-2 роману. Fawcett пыталось придумать, как выкинуть на рынок больше Пратчетта, чем Пратчетт мог написать. В этой ситуации вспомнили про «The Maddern Caper». И там уже было пофиг на качество — имя на обложке решало.
В 1958 году «The Maddern Caper» был впервые издан под настоящим именем писателя. Роману было придумано новое название, «The Scrambled Yeggs«. И он стал 14-м романом в серии о Скотте. Неизвестно только, была ли напечатана изначальная версия романа, или Пратер переделал роман еще раз — из «Pattern for Murder» в «The Scrambled Yeggs«. В разных уголках интернета пишут разное, а проверить всё одно нельзя — текст «The Maddern Caper» не доступен ни в каком виде.
В России роман появился в начале 90-х. Первые издания выходили с названием «Яичница из гангстеров». В конце 90-х появился новый перевод романа и новое название — «Разворошенный муравейник».
3/10
О других произведениях Ричарда Пратера вы можете почитать по этой ссылке.
Один комментарий к “Ричард Пратер — Разворошенный муравейник (1952)”