Мини-сериал «И никого не стало» (2015)

Мини-сериал «И никого не стало» (2015)

Оригинальное название: And Then There Were None.

В Англии своих детективщиков не забывают. В 2015 году старушке Агате 125 лет исполнилось. Телевизионщики решили отметить очередной экранизацией “Десяти негритят”. В виде трехсерийного сериала. И с премьерным показом в козырную рождественскую неделю — с 26 по 28 декабря. Сериал наверняка разочаровал создателей — аудитория была всего 5 миллионов с хвостиком. Всего через несколько дней безобразная “Безобразная невеста” собрала у телевизоров 11 миллионов.

«Негритят» экранизировали бесчисленное количество раз, да и в виде сериала это была уже третья постановка. И первая англоязычная экранизация с оригинальной концовкой. Была еще постановка Говорухина, где тоже все умерли — ну да кто ее видел-то на западе? (В интернете пишут, что была еще одна экранизация без выживших, но я ее так и не нашел). Тут Кристи сама нагадила любителям мрачной концовки романа — она переделала в сороковых роман в пьесу, закончив ее плохоньким хэппи-эндом, испоганив свой же изначальный замысел. И вот, наконец, в первый раз на западе сделали экранизацию, соответствующую названию, с которым во всем мире этот роман в основном и известен (Niggers в названии не очень соответствует высоким стандартным политкорректности).

О создателях. Я до смешного мало знаю об английском телевидении, потому мне имена создателей и актеров вообще ни о чем не сказали. Кроме Сэма Нилла, потихоньку сменивший блокбастеры уровня “Парк Юрского периода”, на б-шные фильмы и сериалы. Дэнса раньше видел — ну там “Игра престолов” была и, конечно, Витинари в “Опочтарении”. Горман в “Бэтмене” участвовал, в копеечной роли. Ричардсон когда-то в “Сонной Лощине” снималась, но тут если бы не интернет, то фиг бы я и вспомнил ее — 15 лет прошло, мадам постарела.

А вообще актеры хорошо подобраны. В начале сериала, еще когда герои не представлены, сразу понимаешь у кого какая роль. И если женщин не так много, чтобы запутаться, то вот мужчин в ряд поставить — и сразу понятно, кто там Ломбард, кто Макартур, а кто Марстон. Удачненько так кастинг провели. Только после монументального Владимира Зельдина в советской экранизации, Дэнс поначалу не воспринимается, но к нему уже ко второй серии привыкаешь.

Роман не такой и большой, потому на три серии его растягивали. Куча лишних диалогов — они ни о чем, но не раздражают. Допсценки, например запись голоса для пластинки с обвинениями, удачно вписались. Небольшие изменения сюжета остались мною не поняты — ну вот в книге все герои, кроме Армсторнга, переправляются на остров за раз, а в сериале Брент и Марстон приезжают раньше остальных. И зачем вот это? На сюжет всё одно никак не влияет. Или вот убийство Роджерса сделано более кровавым. Опять же, зачем? Кровушку на экране посмаковать? Ну и финальное самоубийство судьи чуть по другому сделано, но отличия не принципиальны.

А вот вечеринка в третьей серии с бухлом и наркотиками — это уж явный перебор. И секс Веры и Филиппа внутри набитого трупами фильма — тоже перебор: вокруг абздец, но нам насрать — это уже какой-то декаденс.

Съемки очень красивые. Вот умеют англичане снимать, чтобы было красиво. У нас никогда и не умели, в Америке разучились — мне в последние несколько лет американские сериалы в плане съемок нравятся всё меньше и меньше. Сериал красивый, яркий, никаких темных мутных сцен или трясущейся камеры. Получился фильм, который приятно смотреть.

А теперь о минусах. Похерили авторскую концепцию. Точнее концепции.

Концепция первая. В романе умирали в порядке тяжести их преступлений — чем тяжелее, тем дольше прожили. Марстон умирает первым, потому как сбитые им дети — это случайность и неосторожность. Вера, сознательно убившая мальчика, умирает последней. В фильме же Марстона сделали кокаинистом, что сразу же меняет степень вины — лихач за рулем и обдолбанный наркот за рулем — немного разные вещи. А порядок убийств сохранился.

Концепция вторая. Судья в книге отдельно подчеркивал, что собрал на острове таких убийц, чью вину доказать невозможно. Убийцы, которые орудие убийства и в руках не держали. И что сделали с этим фильме?

В книге слуги не дали хозяйке лекарство. Хозяйка умерла, слуг невозможно обвинить. В фильме хозяйку задушили подушкой.

В книге генерал посылает подчиненного на задание, из которого тот не может вернуться. В фильме генерал убивает подчиненного выстрелом в затылок.

В книге полицейский дал ложные показания и несправедливо осужденный умер в тюрьме. В фильме полицейский забил до смерти человека в камере.

В книге Ломбард украл провизию, и обрек на смерть 20 человек. В фильме Ломбард их всех убил собственноручно.

У остальных персонажей преступления сохранены. Няня, отпустившая плавать ребенка, зная что он утонет. Хирург, проводивший операцию в пьяном виде и убивший пациентку. Брент выгнала служанку из дома и та покончила с собой. Правда, в фильме не утонула, а бросилась под поезд. И еще Брент из книжной чопорной дамы превратилась в старую лесбиянку с пронацисткими идеями, но это на сюжет влияет мало.

Ну, то есть понятно — в книге преступники были подобраны так, что их вину в принципе невозможно доказать, а в фильме половина убийц не сидят на зоне только потому, что полиция лоханулась при расследовании их преступлений.

С судьей осталась та же логическая дыра, что и в романе. А.Н. Оним предъявляет обвинения всем десятерым, но судья-то невиновен в смерти Ситона — тот действительно был виновен. В книге Кристи этот момент упоминает в эпилоге — на острове было только девять “негритят”, десятый “негритенок”, Моррис был убит судьей вне острова. В фильме это никак не упоминается.

Кое-какие дыры в сюжете создатели сериала заделали. В книге покинуть остров невозможно из-за очень удачно для убийцы разыгравшегося шторма, в фильме лодочник и не собирался за ними возвращаться. Способ убийства Блора изменили — вместо сказочного момента с метанием часов с ювелирной точностью, появился нож в грудь — просто и надежно.

От книжного эпилога отказались. И хорошо, меня он всегда бесил. Письмо в бутылке, серьезно? Сделали концовку в которой судья появляется в момент самоубийства Веры и, после всех приличествующих объяснений, выдергивает из под нее стул. И это, кста, не новаторский ход создателей — в одной из старых английских экранизаций так уже было. (Там, правда, и Ломбард еще оказался живой и спас Веру. В общем, фиговая была та экранизация).

Итого. Может и не самая точная экранизация Кристи, но вполне смотрибельная. Более чем. Лучше чем эта, всё одно нет.

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Мини-сериал «И никого не стало» (2015)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх