Агата Кристи — Ночная тьма (1967)

Агата Кристи — Ночная тьма (1967)

Молодая пара встречается, влюбляется, женится и… всё. Дальше без спойлеров не получается. Но это Кристи, так что трупы будут.

Спойлеры.

Кого убили? Элли Роджерс, Клаудия Хардкасл, Эстер Ли, Грета Андресен

Как убили? Отравление, отравление, скинули в обрыв, задушили

За что? Деньги, случайность, сокрытие, психоз

Кто? Майкл Роджерс, Грета Андресен

Что с преступником? Арестован, подельницу убил

Оригинальное название: Agatha Christie — Endless Night.

Последние лет пятнадцать своей жизни Кристи выпускала примерно по роману в год. Этим вот романом был закрыт 1967. Предпоследний внецикловый. Качество прозы к тому времени у писательницы сильно просело, но этот роман еще был читаемым. Необычный способ подачи, отсутствие надоевших серийных персонажей, и самый малый объем романа из всей ее поздней прозы.

Роман впервые вышел в Америке. В двух номерах журнала The Saturday Evening Post, в конце февраля — начале марта 1967 года. Потом книжное издание в Англии в конце октября того же года, в 68-м году книгу издали и в Америке.

Проблема с описанием этого романа в том, что в нем есть одна фишка и если ее раскрыть, то это жирнейший спойлер, а если нет, то вроде как и говорить не о чем. Это как фильм “Шестое чувство”, где без пояснения, что герой Брюса Уиллиса тоже мертв, что либо о сюжете говорить бессмысленно.

Итак, пролетарий Майкл Роджерс встречает дочь миллионера Фенеллу Гутман. Любовь, ухаживания, свадьба, совместная жизнь. И вот так три четверти романа. Розовые сопли, без намеков на детектив. Чтобы хоть как-то разбавить любовь-морковь есть семья Фенеллы (сокращенно Элли), которая не восторге от такого мезальянса, и легенды о том месте, где молодожены строят свой дом. Цыганское подворье, убитые детишки и прочая ерунда в таком духе. В общем, роман из серии Harlequin с легким налетом готичности — небольшой я знаток подобной прозы, но из того, что читал, ближайшая аналогия — Дафна дю Морье.

И вот эти первые две трети романа я вообще не понимал, зачем я всё это читаю. Не, у Кристи и раньше были чисто любовные романы, но у нее хватало совести публиковать их под псевдонимом Мэри Уэстмакотт. А тут публикация под собственным именем, но даже намека на приключения или детектив нет. Пока, сильно перевалив за середину книги, не случается несчастный случай со смертельным исходом с одним из действующих лиц.

И даже после этого Кристи продолжает тянуть. Несчастный случай и несчастный случай. Похороны, завещание, адвокаты. И за пару десятков страниц до конца книги писательница всё раскладывает по полочкам.

Майкл познакомился с Гретой за несколько лет до событий романа. Вдвоем они придумывают план, как обогатится — нужно чтобы Майкл женился на богатой девушке. Грета устраивается на работу компаньонкой Элли. Работает на нее четыре года, организовывает встречу Элли и Майкла. Потом свадьба. Выдержав приличное время после свадьбы, Майкл и Грета убивают Элли. Майкл еще убивает местную цыганку Эстер Ли, которой платил деньги, чтобы она пугала Элли всеми этими цыганскими проклятиями. Потом ядом, случайно забытым Майклом и Гретой, травится еще одна местная жительница — Клаудия. И когда уже всё позади, дело сделано, деньги получены — Майкла накрывают психозы, он душит Грету и его арестовывают. А весь роман — это воспоминания Майкла, написанные то ли в тюремной камере, то ли в дурке.

Ничего нового Кристи тут не изобрела. Ненадежный рассказчик — это “Убийство Роджера Экройда”. Нехорошо повторять свой старый фокус. К тому же, в “Экройде” Шеппард умалчивает буквально о нескольких минутах, в которые он совершает убийство, а в остальном романе честен с читателем, а тут Майкл врет и недоговаривает на протяжении месяцев. Сюжетный ход с влюбленной парой, женитьбой на богатой женщине с целью ее дальнейшего убийства и получения наследства — это “Смерть на Ниле”. И нечистый на руку адвокат Элли, Стэнфорд Ллойд — это тоже из “Смерти на Ниле”.

Итого. Роман, построенный на одном фокусе. Писательница попыталась повторить трюк, который принес успех одному из ранних ее романов. Не, концовка ударная, ничего не скажешь. Но уж больно затянута первая, любовная часть романа. До раннего творчества не дотягивает, но из позднего — один из лучших.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Ночная тьма (1967)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх