Кристофер Прист — Лотерея (1981)

Кристофер Прист — Лотерея (1981)

Оригинальное название: Christopher Priest — The Affirmation.

Шестой роман Приста. Вышел в 1981 году.

Питер Синклер теряет работу, девушку, квартиру. Он встречается с другом покойного отца и договаривается, что поживет у него в загородном доме. Синклер переезжает из Лондона в провинцию и там, в сельской глуши, начинает писать свою автобиографию. Но в автобиографии он описывает себя не как жителя Лондона, а как житель фантастического Архипелага Грез — места с неисчислимым количеством островов, в мире непрекращающейся войны.

Питер Синклер из Архипелага Грез выигрывает в Лотерею, главный приз которой — бессмертие. И пока Питер плывет на остров, где ему сделают операцию, дарующую вечную жизнь, он размышляет о том, нужно ли ему бессмертие. А в саквояже у него лежит написанная 2 года назад автобиография, в которой Питер описал себя в фантастическом мире — несуществующем в Архипелаге городе Лондоне.

В «Лотереи» идет два параллельных повествования — Питер здесь и Питер там. Два разных мира, которые, в определенный момент романа, начинают пересекаться. Персонаж Архипелага Сери проникает в Лондон, а Питер из Лондона отправляется в тур по Островам. И если читателю кажется, что всё это бред сумасшедшего, то ему кажется правильно.

В конце 70-х Прист написал ряд рассказов, действие которых происходило в придуманном им Архипелаге Грез. Через несколько лет он написал «Лотерею», в котором Архипелаг предстал фантазиями шизофреника. Любопытный литературный прием Приста по деконструкции своей же придуманной «Вселенной».

Питер Синклер безумен. И все, происходящее в его жизни с самого начала романа — смесь реальности и бреда. Жизнь в Архипелаге — это выдуманная жизнь Питера, улучшенной его версии. Полет фантазии «догоняет» Питера и в Лондоне — ему кажется, что к нему вернулась его девушка, Грация. В реальности Грация покончила с собой — Питер ее довел. В фантазии Питера Грация выжила, попробовала снова покончить с собой, но Питер ее спас. В какой-то момент его фантазии о Лондоне и об Архипелаге начинают смешиваться.

В конце Питера бросают обе его вымышленные любви — Сери из Архипелага и Грация из Лондона. Питер остается один даже в своих фантазиях. После чего роман обрывается на полуслове. Смысла нет продолжать — миры смешались, видения победили, жизнь пуста. Дальше либо галоперидол, либо новые фантазии.

«Лотерея» — сложно читаемый роман. Какие-то главы написаны «просто» — они легко читаются. Но местами Прист начинает писать каким-то невнятным нагромождением слов, через которые надо продираться. И, главное — до финальной трети не слишком понятно, зачем вообще читателю надо через это продираться. Ради «отгадки»? Но до поры не понятно, а есть ли «загадка». Прист просто рисует какие-то странные и непонятные картины, не удосужившись обозначить, что все эти картины должны привести к какому-то результату. Поэтому читать «Лотерею» сложно и не слишком интересно. До поры.

(Не о Присте, а о Филипе Фармере. Роман Фармера 1991 года «Гнев Рыжего Орка» — об американце, проходящем курс психотерапии, основанном на цикле Фармера «Многоярусный мир». Житель «нашего мира» погружается в «выдуманный мир» того же писателя. Много лет спустя, после прочтения «Лотереи», до меня дошло, откуда Фармер черпал вдохновение.)

6/10

О других фантастических произведениях вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Кристофер Прист — Лотерея (1981)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх