Агата Кристи — Свидание со смертью (1938)

Агата Кристи — Свидание со смертью (1938)

В Иорданском городе Петра убивают туристку. Пуаро берется на спор найти убийцу за 24 часа.

Спойлеры.

Кого убили? Леди Бойнтон

Как убили? Отравление

За что? Чтобы скрыть грехи прошлого

Кто? Леди Уэстхолм

Что с преступником? Самоубийство

Оригинальное название: Agatha Christie — Appointment with Death.

Шестнадцатый роман о Пуаро впервые вышел в Америке, в журнале Collier’s Weekly. Печатался с продолжениями в девяти номерах с 28 августа по 23 октября 1937 года. У англичан первая версия тоже была опубликована в периодике — в газете Daily Mail, в двадцати восьми частях, с 19 января по 19 февраля 1938 года. Обе версии были изрядно укорочены. А первое книжное издание вышло 2 мая 1938 года в Англии.

В тридцатые Кристи писала удивительно хорошо. Тем нагляднее выглядит один из немногих ее провалов тех лет. А ведь этот роман был следующим о Пуаро после “Смерти на Ниле” —  одного из лучших произведений в этой серии. А в следующем году Агата Кристи напишет одно из лучших произведений за всю свою карьеру, “Десять негритят”. А вот с этим романом что-то пошло не так.

Действие романа начинается в Иерусалиме, потом переносится в Петру. В центре повествования группа туристов, путешествующих по Востоку. Кого в книге убьют, можно догадаться с первых страниц — на редкость нелицеприятно Кристи описывает миссис Бойнтон — бывшую тюремную надзирательницу, а ныне старушку с маниакальным упорством тиранищую свою собственную семью — четверых детей и невестку. Собственно, вся первая часть романа — набор бытовых сцен из жизни семьи Бойнтонов и их попутчиков. Мерзкое поведение миссис Бойнтон, страдания семьи и размышления о том, что старушку пора валить.

Старушку действительно убивают, но к тому времени проходит больше трети книги. А пока в курс дела входит Пуаро и заключает пари, что раскроет это убийство за сутки, так роман и вовсе переваливает за середину. Небольшое расследование, сводящееся к разговору с участниками событий, и долгое объяснение в конце кто, как и за что. И редкий для Кристи эпилог, действия которого происходят через пять лет после основных событий и рассказывающий как у всех всё стало хорошо.

Минус этого детектива в том, что в нем слишком мало детектива. Мало побочных линий — никаких сопутствующих загадок, мошенничества, шпионов, воров. Только линия про убийство, а остальное любовные сопли — в конце романа аж три счастливые семейные пары. Как-то уныло.

Еще из минусов — если вычеркнуть из подозреваемых всё семейство Бойнтон, которые выглядят настолько виновными, что просто не могут у писательницы оказаться виновными, то подозреваемых остается не так много, и убийца банально угадывается в середине книги.

Ключом к разгадке оказывается диалог в начале романа, в котором оказывается не тот смысл, про который все подумали и только Пуаро догадался. Этим приемом Кристи пользовалась несколько раз (например, в “Карибской тайне”).

Из плюсов только нестандартный для писательницы мотив.

Миссис Бойнтон была убита леди Уэстхолм, в которой убитая случайно опознала бывшую заключенную. После отсидки Уэстхолм удачно вышла замуж за члена Парламента, стала аристократкой по самое ура, и чтобы ее репутация не пострадала из-за вздорной старухи, мочканула бывшего цирика.

Думается, Кристи и сама понимала сюжетную слабость этого романа, поэтому когда через несколько лет переписывала его в виде пьесы, то основательно перелопатила сюжет — Пуаро был убран из повествования, а мотивы убийства были изменены.

Да и не убийством оказалась смерть в пьесе — там миссис Бойнтон совершила самоубийство, обставив его так, чтобы было похоже на убийство — последняя злобная шутка старушки, чтобы насолить своей семье — которая после этого долго доказывала, что они не верблюды.

Итого. Один из самых слабых романов писательницы в 30-е. К счастью, на тот момент еще не тенденция, а разовый провал.

4 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Свидание со смертью (1938)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх