Sonata Arctica — Songs of Silence — Live in Tokyo (2002)

Sonata Arctica — Songs of Silence — Live in Tokyo (2002)

В отличие от многих скандинавских групп, записывающих альбомы так, чтобы участники коллективов не отрывались от основной работы, и дающих концерты по три раза в год по окрестным селам, Соната сразу же встала на плотные концертные рельсы. Уже после выхода дебютника ребята мотанулись в длительный тур — больше пятидесяти концертов. Выступали они, в основном, на разогреве у Stratovarius, но зато объездили всю Европу, да и Страты в то время были дюже популярной командой.

Затем Соната прервалась на запись второго альбома, и после его выхода снова отправилась на гастроли. Где-то группа снова была на подтанцовке у более именитых товарищей, но всё больше Соната давала сольные концерты. В рамках того тура, в сентябре 2001 года, Соната впервые посетила Японию, и дала там четыре концерта. Из них два состоялись в Токио, 3 и 4 сентября, в клубе Shibuya On Air East. Клуб на тысячу человек, в 2002 году был закрыт на пару лет, на реконструкцию. Сейчас снова работает, но вроде уже под другим названием.

Второй токийский концерт было решено выпустить в виде первого официального концертника группы. Концертник после двух первых альбомов? Спорно, но допустим.

Вышел «Songs of Silence — Live in Tokyo» в 2002 году, но даты выхода в разных странах растянулись на весь год: в Японии он вышел в марте, а в разных европейских странах издания были в июле, сентябре и ноябре. И разные издания слегка отличались треклистом. А вот.

Всего на том концерте прозвучало 18 песен. Самое полное издание — первое японское (и точно такое же еще было в Южной Корее). Оно выходило на двух дисках и у него была альтернативная обложка. Вот на том издании было 16 песен с токийского концерта — на диски не попали прозвучавшие песни «Revontulet» и «Wind Beneath My Wings» (обе песни каверы, так что их отсутствие можно объяснить), зато была добавлена студийная версия песни «Peacemaker», ранее выходившая как би-сайд на сингле «Wolf & Raven». В 2012 году японцы на очередном переиздании выкинули «Peacemaker»,  остальные 16 утрамбовали на один диск — и выпустили его как SHM-CD. (В этом формате мне больше видны старания маркетологов, чем реальные улучшения звука, поэтому он — мимо меня. Если только случайно не прибьётся.)

Но до 2012 года у концертника в Японии было еще несколько переизданий, и тоже без второго диска — на них было по 14 песен: из сетлиста еще убрали «Blank File» и «Land of the Free».

А на различных европейских изданиях, выходивших в 2002 году и позже, было еще на одну песню меньше: исключили также «The Power of One».

Вот такое, 13-песенное, издание и было лицензировано в России — в 2002 году этот концерт был издан у нас Фоно, по лицензии финнов Spinefarm. Русскую лицуху я тогда и купил.

Оформление. Джевел. Буклет — раскладка на шесть страниц. С одной стороны раскладки — обложка и фотоколлаж. С другой — снова кучка фото, состав и информация о записи. На инлее напечатаны многочисленные «спасибо» на фоне фотографии группы. На заднике — треклист и рисунок с книжкой (рисунок не уникальный, я где-то еще его видел, но вот не могу вспомнить где).

Слушаем. Концертник после двух первых студийных альбомов имеет смысл выпускать, если альбомы были записаны плохо и появилась возможность записать лайв с хорошим звуком. Или у группы много бесхозных песен, которые уже не могут (или не хотят) записывать в студии, но играют их на концертах. Или группа на концертах даёт такого джазу, что студийная запись не состоянии передать их энергетику. Или группа — джедаи импровизации, и концертное исполнение сильно отличается от студийных версий. 

Что из вышеперечисленного относится к Sonata Arctica и  «Songs of Silence — Live in Tokyo»? Ничего. Так что и смысла большого в этом издании нет.

У Сонаты на тот момент были выпущены два альбома — слегка дилетантский, но обаятельный «Ecliptica» и зело профессиональный, но нудный «Silence». Вот песни с них, и только с них, и составили треклист этого диска — с перекосом в сторону второго альбома: с «Ecliptica» здесь только четыре песни, остальные девять с «Silence».

Песни играются под копирку с альбомных версий, причем играются настолько чисто и профессионально, что появляются мысли о избыточном пост-продакшне. Не, я верю, что Томми Портимо, это второй Дэйв Ломбардо, но в 20 лет отстучать весь концерт без единой помарки? Так же и по остальным музыкантам. Короче, я верю, но не слишком. Вот у кого в работе слышны изменения по сравнению со студийными записями — это вокалист Какко. И эту изменения в худшую сторону — понятно, что в той же «Wolf & Raven» он не потянул уберскорости студийной работы — это нормально, но ведь гражданин косячит и в других треках — голос есть, а пользуется он им не очень.

Еще талантливые мастера со студии Finnvox так вылизали запись, что от концертного драйва там не осталась и следа — это и плюс, и минус, но я предпочитаю на концертниках слегка грязноватый звук. Хочется ведь «Live After Death», а не якобы концертный «Шабаш». А тут что? Будто на минуса со студийников наложили новый вокал Какко, да добавили кое-где шум голосов японских поклонников.

Итого. Профессионально. Чисто. Скучно. Да и «Silence» не настолько хороший альбом, чтобы переслушивать еще и его лайв-версию.

4 / 10

Поделиться ссылкой:

Sonata Arctica — Songs of Silence — Live in Tokyo (2002)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх