Пятый альбом Savatage. Вышел 1 декабря 1989 года.
Водораздельный альбом Savatage. На предыдущих альбомах группа играла честный heavy/power — на «Gutter Ballet» Savatage пошел тропою прогрессива. На четвертом альбоме, «Hall of the Mountain King» 1987 года, группа прыгнула выше головы, создав идеальный американский power-metal-альбом. На «Gutter Ballet» предшественника не перепрыгивали. Скорее, просто пошли другим путем.
Усложнили аранжировки. И добавили множество клавиш. Создав тот самый звук, с которым группа проживет все 90-е.
Легенда гласит, что новый курс группы был придуман после того, как Джон Олива посетил мюзикл «Призрак оперы». И вдохновился. В результате, появилось несколько песен, звучащие в стиле «прогрессив-рок-мюзикл». Например, «When the Crowds are Gone» — я вполне представляю себе эту композицию в обработке Веббера на Бродвее.
Но чтобы альбом совсем не упокоился в расслабленных красотах музицирования, решили песни чередовать. Яростная открывашка «Of Rage and War» сменяется еще одной «одной из главных песен Savatage» — собственно, «Gutter Ballet». Дерганная «The Unholy» переходит эпичную «трилогию» о Тимми. И так далее.
Интересно то, что грустное окончание «трилогии» — песня «Thorazine Shuffle» — не входило в оригинальное издание альбома на виниле, а было бонусом CD-издания. С годами у этой песни исчезла приписка о «бонусности». (Слово «трилогия» в кавычках потому, что тексты песен не особо связаны меж собой и только со слов группы известно, что во всех 3 песнях речь идет об одном и том же «лирическом герое».)
Еще интересно то, что для этого альбома был написан ряд других песен. А «менять курс» группа решила уже во время записи альбома. Поэтому новые песни изобретались прямо во время репетиций и записи, а старые песни были запихнуты в чулан. Их потом, через много лет, Джон оттуда достанет и отряхнет с них пыль — когда у него с музой отношения обострятся. Известно минимум о 6 песнях, которые были написаны для «Gutter Ballet», но не вошли в альбом.
Новые же песни, хоть и были написаны «на коленках», оказались настолько навороченными, что группа разом оторвалась от всего своего прошлого творчества. Обильные клавиши, зачатки симфонизма. Усложненная гитарная работа — по итогам этого альбома Savatage таки пришлось брать в группу второго гитариста на постоянную основу. Этим гитаристом был Крис Кэффри, чьё имя теперь неразрывно связано с Savatage. (До этого он работал с группой как сессионщик.) Правда, Крис после тура в поддержку «Gutter Bullet» уйдет на несколько лет, но в 1994 году вернется.
«Gutter Ballet» переиздавался много-много раз. Были издания с разными бонусными песнями, но все эти песни были либо переделками/ремиксами альбомного материала, либо концертными записями. Последнее значимое переиздание было в 2011 году, когда немецкий лейбл earMusic переиздал весь бэк-каталог Savatage в симпатичных диджипаках. На каждом из переизданных альбомов было записано по паре бонусов — акустические версии старых песен от новой группы Джона Оливы. Переизданию «Gutter Ballet» достались пара песен с (почему-то) альбома «Handful of Rain».
В России альбом официально издавался один раз. «Союз» в 2002 году издал у нас по лицензии версию альбома от SPV в джевеле с 2 концертными бонусами.
9/10