Не люблю писать отзывы на свежую музыку. Только что выпущенную. Считаю, что альбом должен «отлежаться». Послушать сразу, послушать потом, выдержав какую-то паузу. В идеале — покрутить в руках физическое издание альбома. Но иногда вот бывает так, что это самое физическое издание — то есть CD — ждать неохота, да и незачем. Потому как все про альбом понятно сразу и надолго.
Новый альбом главного Сатира Норвегии, «Satyricon & Munch», был выложен на bandcamp 10 июня 2022 года. Он будет выпущен на CD и виниле лейблом Napalm Records. Вовсю идёт предзаказ. Но этот релиз состоится только в декабре 2022 года. Что-то уж больно большой разрыв между публикацией материала в сети и его материальным воплощением. Но лейблу виднее — а может они просто не были готовы к этому проекту.
«Munch» из названия альбома — это норвежский живописец Эдвард Мунк. У Сатира к Мунку сильные чувства — как у творца к творцу. Вспоминаем альбом Satyricon «Deep Calleth Upon Deep» 2017 года — в качестве обложки на ней была использована одна из картин Мунка. После выпуска этого альбома то ли к Сатиру обратились музейные деятели, то ли он сам напросился, но было принято решение, что к планируемой в Осло персональной выставке художника Сатир напишет музыкальное сопровождение.
К сожалению, из-за эпидемии открытие выставки несколько раз откладывалось. 2020 год — не открыли. 2021 год — собирались открыть. В мае 2021 года Сатир и объявил об этом проекте, заинтересовав своих поклонников необычной концепцией. Но то объявление оказалось фальстартом — из-за ковида выставка была отложена еще на год.
В конце апреля 2022 года выставка Мунка в Музее Мунка в Осло (в котором хранится более тысячи картин и тысячи набросков безумного художника) всё-таки открылась. И посетителей, пришедших полюбопытствовать на творения известного норвежца, при посещении музея сопровождала музыка Satyricon.
Ну, а через полтора месяца эту музыку выложили в интернет. Как новый альбом группы Satyricon.
Заранее понятно было, что на «Satyricon & Munch» не будет блэка. Норвегия, конечно, толерантно относится к этому жанру, но это совсем не та музыка, чтобы под нее рассматривать картины в музее. Пусть и безумные. «Satyricon & Munch» — это dark ambient. Весь альбом — это один трек, продолжительность в 56 минут. Сатир обещал на этом альбоме неописуемые красоты и кучи использованных инструментов. Но реальность оказалась несколько проще.
Я честно отслушал «Satyricon & Munch» 3 раза. Один раз фоном, чтобы примерно представить себе структуру «полотна». И пару раз уже вслушиваясь в нюансы. Резюме — не во что там особо вслушиваться.
Сатир пошел по простому пути — сваял не монолитное полотно, а составил его из отдельных фрагментов. И места «склеек» слишком уж бросаются в глаза. Несколько минут синтезаторного эмбиента, затем пара минут акустических гитарных переборов. Потом снова эмбиент, но с добавлением шумов. Затем снова мелодичный фрагмент. Вот и вся структура. С каждой парой эпизодов «мощь» композиции увеличивается и где-то к середине достигает блэкового накала — с ударными Фроста и характерными гитарами Сатира. А всю вторую половину трека эта мощь идёт на убыль — и блэковый звук потихоньку заменяется разнообразными классическими инструментами.
Хотел было начать рассказывать, что затянуто и требует усекновений. Мол, если отпилить от композиции первые десять минут и последние пять — будет лучше. Но вовремя понял, что это кардинально картину не изменит. «Satyricon & Munch» при любых купированиях останется тем же, чем является изначально: мутной скучной инструменталкой, эксплуатирующей имя легенд блэка. Оно, конечно, всё качественно записано, люди старались и там в музыке наверняка куча нюансов, над которыми Сатир долго работал. Но скучно.
А всё потому, что это не музыкальный альбом. Это арт-проект. Посвященный Мунку. А слушаем мы его без Мунка. Нет той точки, к которой прикладывается сатировское музыкальное полотно. «Satyricon & Munch» надо было выпускать в формате видео — с прогулкой по музею, с показом полотен и «синхронизацией» тревожности в музыке Сатира в зависимости от периода творчества Мунка. Как-то так. Ну, или хотя бы бюджетный вариант — слайд-шоу из картин Мунка. (Может, фанаты в интернете и сделают такой ролик.) А без видеоряда начинаешь внимательнее вслушиваться в музыку и не находить в ней ничего такого, ради чего стоит тратить час жизни.
А пока Satyricon трудился над этой нетленкой, «нормального» — обычного — альбома от этой группы на горизонте не особо и видно было. Последний их альбом, напомню, вышел в 2017 году. Прошло уже 5 лет — и пока нет ни на намека на то, что Сатир записывает что-то блэковое. «Satyricon & Munch» отнял много времени и оно того не стоило — лучше бы это был «Deep Calleth Upon Deep Part 2». И можно даже без Мунка на обложке.
4/10