Восемнадцатый роман Сандерсона. Второй в цикле «Мстители». Вышел в январе 2015 года.
Оригинальное название: Brandon Sanderson — Firefight.
После уничтожения Стального Сердца в конце первой книги, жители Чикаго вздохнули с облегчением. А вот у «Мстителей» работы меньше не стало — кто-то постоянно посылает в Чикаго новых эпиков, чтобы убить Дэвида и его команду. Наконец, до Профа доходит, что делает это Регалия, высший эпик, в настоящий момент правящая Новилоном (бывший Нью-Йорк). Команда «Мстителей» перебирается в Новилон, чтобы сразиться с Регалией. Но та, почему-то, не уничтожает своих потенциальных убийц, когда у нее появляется такая возможность. Ее план включает в себя полное уничтожение города с помощью сильнейшего эпика Разрушителя. А еще в Новилоне ныне обитает Меган, любовь Дэвида — и она ответственна за смерть бойца из местной команды «Мстителей».
Где-то у всех этих авторов фантастики и фэнтези есть методичка (одна на всех), как писать продолжения. Вторая часть? Отлично. Меняем локацию — чтобы было на что потратить страницы с описаниями. Убитых в первой части персонажей в новой локации меняем на новых, абсолютно таких же, только с другими именами — чтобы не париться с придумыванием новых героев.
Если в первой части герои сражались с одним уберврагом — то во второй части таких уберврагов делаем от двух и больше. Если в первой части показали «становление главного героя», то во второй части пусть этот герой побольше рефлексирует. Если в первой части расстановка сил была «черно-белой» — тут хорошие, тут плохие, то во второй части надо чуть добавить полутонов (точно ли все плохие такие плохие и точно ли все хорошие такие хорошие). Если в первой части влюбленные расстались, то во второй части их надо «соединить», но, естественно, после страданий и приключений. Еще можно дать персонажам новые игрушки (технические приспособления, волшебные палочки и прочие артефакты), чтобы им было с чем играться на протяжении многих страниц.
Да, еще надо не забыть тему с условным названием «фокус Джин Грей» — это когда самый сильный «хороший» во второй части переходит на сторону врага. Это чтобы было с кем сражаться в третьей части.
По каждому пункту можно припомнить с десяток примеров. И все эти приемы Сандерсон прописал в «Огненном мстителе». Сандерсон долго описывает Новилон и тамошних «Мстителей», Дэвид забавляется с новыми приспособлениями, врагов-эпиков становится больше, любовная линия с Меган «подвергается испытаниям», а сильнейший Мститель Проф в конце романа становится врагом. Конец. Царь стандартных сиквелов среди всех стандартных сиквелов.
Еще когда читал «Стальное сердце», мне не понравился подход Сандерсона. Взять стандартных Людей-Икс, поменять плюс на минус и вперед. Ах, да — еще ударная доза комиксного сериала «Пацаны». (Просто когда читал «Стальное сердце», я о «Пацанах» еще и не слышал.) И всё это в обертке из стандартного young adult — который, походу, сейчас пишется по принципу «как для взрослых, только хуже». Светлые моменты в той книге были только в приключалове и боевке — в которые Сандерсон любит и умеет.
Через несколько лет в руки попал сиквел «Стального сердца», «Огненный мститель». И что в нем? Да всё тоже самое, плюс «правила правильных сиквелов». И по прежнему единственные светлые моменты в этом беспросветном картоне — приключалово и боевка, в которые Сандерсон по прежнему любит и умеет.
И еще не беря в руки третий том, уже можно предугадать процентов 80 происходящих там событий. Кто-нибудь верит в то, что в заключительной части трилогии Сандерсон исправится и сделает качественный скачок? Я — нет.
Если без брюзжания, то «Огненный мститель» — вполне стандартная подростковая фантастика. С интересно описанным противостоянием «Пацанов», простите, «Мстителей» против суперзлодеев. С боями на крышах, в домах и под водой. Не лучше и не хуже первой части. Плохой по сюжетным перипетиям и персонажам, но хорошо написанный роман от мастера фэнтези.
5/10