В декабре 1988 года тогдашний директор группы ГО, Сергей Фирсов, записал у себя дома Летова в акустике. Именно как акустический альбом, а не запись квартирника. Каждую песню записывали несколько раз, потом выбирали лучшие дубли.
У Фирсова была идея распространить запись в Европе. Не знаю, как там с заграницей, а в России в 90-х эта запись имела большое хождение.
Сам Летов через пару лет над записью слегка поколдовал и выпустил под названием “Фирсовская запись”. Но это я в одной книге прочитал — в природе этот вариант мне ни разу не попадался.
А вот “Русское поле эксперимента” (название придумал Фирсов), в 1993 году был вполне официально издан фирмой Manchester Files. Манчестер издавал несколько записей Летова — концертники разные и вот эту. Тогда вроде договоренность с Летовым была, но потом И.Ф. стал называть все эти записи бутлегами. Не знаю почему. Кто-то с кем-то о чем-то не договорился? Или потому, что через год Летов уже сам записал свой акустический бэстник “Вершки и корешки”. Так что, с какого-то времени, этот альбом в официальную дискографию перестал входить.
А Манчестер несколько раз переиздавал “РПЭ”. С 93 по 98 выходило несколько вариантов кассет. У меня тогда был вариант с темной обложкой и без песни “Мертвый сезон”. После 98-го уже на дисках. Всякий раз издания чуть-чуть отличались оформлением, но сохраняли треклист. В результате у меня куплен вариант издания, в котором на обложке написан 98-й год выпуска, на диске стоит копирайт 2005 года, а выпущен он был (согласно информации с “Выргорода”, где я его покупал) в 2007 году.
Оформление. Шестиполосный диджипак. На диджипаке написана информация о записи, текст одной песни — РПЭ, и пара фото. Буклета нет. Золотой диск с пит-артом — на рабочей поверхности диска сделана по кругу надпись с названием альбома.
Слушаем. По времени запись была сделана между блоками альбомов 1988 года (“Все идет по плану” и прочие) и 1989 года (“Армагеддон-попс” и прочие). Песни в основном старые — из еще не вышедших в электричестве есть “Русское поле экспериментов”, “Всё совсем не то”, “Философская песня о пуле” и “Всё как у людей”.
Версия РПЭ с этого альбома вообще моя самая любимая. Электрические гитары и ударные с последующих версий ей ничего по накалу не добавили, а только отвлекали от великолепного текста Летова.
Остальные песни — выборка лучшего за все годы. В основном от “Мышеловки” до “Так закалялась сталь”. Даже с “Поганой молодежи/Оптимизма” включили вечнозеленые “Зоопарк” и “Оптимизм”.
Запись в принципе нормальная. Небольшой гул, щелчки, но всё в рамках приличия. Несколько песен включены в более фиговом качестве, например “Всё идет по плану” и “Никто не хотел умирать”. На другой магнитофон или микрофон их писали что ли? И добавленный позже “Мёртвый сезон” имеет абсолютно чудовищное качество, с кучей шумов и перекосом звука по каналам. Зато тут текст слегка отличается от альбомной версии.
Итого. Одна из лучших записей Летова тех лет. Может с таких вот альбомов и нужно начинать знакомиться с Гражданской Обороной.
9/10