Оригинальное название: Jussi Adler-Olsen — Kvinden i buret.
Первый роман из цикла «Отдел Q». Вышел в сентябре 2007 года.
Трое датских полицейских во время расследования рядового преступления входят в дом. Натыкаются на преступника и начинается перестрелка. В результате, один полицейский убит, второй ранен и парализован. Третий, Карл Мёрк, был легко ранен.
Мёрк выздоравливает после ранения и возвращается на службу. И до ранения у Карла был не лучший характер, а теперь он совсем испортился. Сослуживцы Карла не горят желанием работать с ним. И начальство принимает решение — сослать Карла в подвал. Официальная причина ссылки — Карл должен возглавить свежесозданный отдел Q, который будет заниматься старыми нераскрытыми делами.
Отдел Q — это фикция, созданная полицейским руководством для освоения бюджета. И весь этот отдел состоит из Мёрка и уборщика — сирийского беженца Асада. Через какое-то время, устав прохлаждаться в подвале, Карл и Асад начинают расследование одного из старых дел.
За пять лет до ранения Карла была похищена женщина по имени Мерета — депутат парламента. Дело закрыли, решив, что она утонула, но ее тело так и не было найдено. Карл и Асад начинают искать Мерету и со временем понимают, что расследование обстоятельств ее исчезновения было проведено спустя рукава.
А сама Мерета жива и до сих пор находится в руках похитителя.
Юсси Адлер-Ольсен — один из главных датских писателей-детективщиков. К писательству он пришел поздно. Большую часть жизни он чем только не занимался — от кино до продаж комиксов. Когда ему уже был без копеек полтинник, он решил написать свою первую художественную книгу. И написал. Это было в 1997 году.
Я не знаю, каким по счету романом Адлер-Ольсена был «Женщина в клетке». Потому что автор чередовал художку и документалки со справочниками. А на датских сайтах проблематично разобраться — что из этого есть что. Но вышла «Женщина» в 2007 году. И роман стал в Дании бестселлером. А вот международного признания пришлось подождать еще несколько лет.
Сначала пробился Стиг Ларссон со своим «Миллениумом». В мире появился спрос на скандинавские детективы. Пока международные издатели шерстили Скандинавию на предмет качественных авторов, кто-то наткнулся на Адлер-Ольсена. «Женщина в клетке» была переведена на английский в 2011 году и стала теперь уже международным хитом. В 2013 году роман был экранизирован.
В России у Адлер-Ольсена такая же история, как и в остальном мире. До «Миллениума» он был нашим издателям не интересен. На волне успеха Ларссона у нас начали массово издавать скандинавов. В 2012 году у нас издали и «Женщину в клетке». Издание было сделано «Эксмо» в серии «Misterium», которая, по сути своей, была «Абибасом» для «Миллениума». Мы не так далеки от мировых издательских трендов.
«Отдел Q» по сей день пользуется популярностью. Юсси Адлер-Ольсен написал про Карла Мёрка и его помощников уже 9 романов. (На русском пока выпущены первые 7.) По этим романам вышло уже 5 фильмов. Неплохо.
Естественно, популярность к «Женщине в клетке» пришла не только из-за моды на скандинавские триллеры. Нет, «Миллениум» просто дал начальный импульс, а дальше Адлер-Ольсен уже справился сам. Потому что пишет датчанин действительно интересно.
Сюжет в романе стандартный. Полицейский с личными проблемами. Маньяк и жертва. Есть натурализм, но немного — куда меньше, чем у тех же Гранже или Тилье. Роман всё больше «разговорный». Ни погонь, ни драк, ни стрельбы. (Почти.) Карл и Асад копаются в бумагах, разговаривают со свидетелями, ездят по разным местам. Тихо, спокойно, умиротворенно.
Но роман «тянет» именно язык автора. Через похождения, диалоги и мысли Карла автор показывает, что умеет и в цинизм, и в иронию, и в едкий сарказм. Вообще, лёгкая самоирония — это то, что отличает «Женщину в клетке» от сонма убийственно серьезных психологических триллеров, заполонивших прилавки.
В книге слегка «вялое» начало. Первые страниц 40-50 текст идёт тяжело, но дальше Адлер-Ольсен «расписывается» и читать становиться легко. Страницы книги пролетают быстро — и так до самого конца.
«Женщина в клетке» — наглядный пример того, что «Абибас» «Абибасу» рознь. Конкретно этот «Абибас» оказался качеством лучше, чем оригинал. (Под оригиналом имеется в виду тяжеловесный «Миллениум» Ларссона.)
8/10
Спасибо за обзор! Книга заинтересовала, возможно, гляну.
Чисто из интереса хочу спросить: а на сколько баллов вы оценивате «Девушку с таутировкой дракона»? Меня самого она сильно разочаровала, возникло ощущение, что её успех обуловлен тем, что массовая публика просто не читала хороших детективов (и хорошей литературы) вообще.
«Девушку с татуировкой дракона» я оцениваю «средне», с тяготением к «плохо». В этом романе есть приличный сюжет, но он плохо написан — Ларссон слишком уж любил расползаться мыслью по древу и отвлекаться на ерунду.
При этом обе экранизации «Девушки», скандинавская и американская, мне понравились. Может быть как раз потому, что сюжет в них оставили, а неудачный тупняк Ларссона на экраны не попал.
А успех «Девушки», я думаю, связан был с массированной рекламной компанией. Раскрутить до уровня «звезды» ведь можно кого угодно — хоть Глуховского, хоть Донцову.