Пиратский сборник редкостей Iron Maiden.
В 90-е годы единственной возможностью услышать что-то редкое от любимой группы были пираты. Это сейчас есть интернет и в нем можно найти всё что угодно. А тогда? В магазинах только диски официальной дискографии. А в не слишком официальных магазинах — не слишком официальные диски, на которых чуткие к желаниям покупателя пираты записывали всяческие редкости для фанатов. Конечно, можно было нарваться и купить какую-то туфту. Да и тырили пираты друг у друга не слабо, по сто раз переупаковывая одно и то же. Но некоторые пиратские сборники действительно оказывались кладезем редкостей и ценились среди фанатов очень высоко.
Была такая фирма, Westwood One, с неизвестным портом приписки. Просто в какой-то момент она появилась и через несколько лет исчезла. Вот они умели находить всякие редкости для своих релизов. А дисков у них вышло несколько десятков — и Metallica, и Led Zeppelin, и Pink Floyd, и Pantera. Оригиналы их продукции до России, естественно, не добирались, но наши пираты пиратили зарубежных пиратов ничуть не хуже. За эти годы большую часть пиратских дисков, купленных в 90-е, я уже повыбрасывал. Но диски Westwood One — нет, они стоят того, чтобы их сохранить. Дисков с песнями Iron Maiden Westwood One выпустили когда-то три штуки — первые два я когда-то сумел купить, третий — нет. Сейчас поговорим о первом из них.
Оформление. Джевел. Четырехстраничный буклет — белый на развороте, как часто бывало в те времена. На обложке Эдди на мотоцикле — эта картинка была нарисована для календаря от группы 1990 года. На последней странице буклета — треклист. Инлей белый. На заднике треклист, с указанием откуда взяты песни. И еще одна картинка с Эдди — такие плакаты выпускались в 80-х, чтобы казалось, что Эдди вылезает из стены или находится в разрезе за стеной. И у Мэйденов таких плакатов была целая куча.
Слушаем. Running Free. Демо-версия, записанная в конце 1979 года. С этой версией связана забавная история. Выходил тогда сборник «Axe Attack», на который Мэйдены предоставляли свою песню. И кто-то накосячил, и издателю сборника вместо альбомной версии с дебютника передали вот это демо. С ней сборник и вышел. Вот тогда группа и ее лейбл спохватились. Мэйдены в те годы не были такими звездами, чтобы из-за них отзывать сборник, но на всех допечатках «Axe Attack» эта версия была заменена на «правильную». Еще эта версия памятна тем, что это одна из последних записей с Дагом Семпсоном, который в декабре 1979 года ушел из группы. (На дебютнике то уже играл Барр.) От официальной версии это демо отличается немногим — только неважным качеством записи и звуковыми эффектами во время соло.
Drifter. Записана на концерте 3 апреля 1980 года в клубе Marquee. А вот эта версия ни разу не редкость, потому как она входила на сингл «Sanctuary», который неоднократно переиздавался. Включая издание в составе «The First Ten Years». Разве что здесь оцифровка с винила (слышны характерные щелчки и треск), так что эту версию еще не покорежили заботливые руки ремастера.
Killers, Another Life, Phantom of the Opera. На диске написано, что эти песни записаны на концерте 10 сентября 1981 года в Швеции. Чего-то граждане пираты напутали. 10 сентября группа выступала в Дании, а в шведском Лунде выступали накануне. В любом случае — это или последнее или предпоследнее шоу с ДиАнно. Сразу после этого ему укажут на выход. А в октябре того же года уже состоится первое шоу с Дикинсоном. Собственно, этим и памятна эта запись. И только этим. Потому как качество записи этих песен здесь всё одно наихеровейшее — из зала, на микрофон, да в десятой перезаписи.
Wrathchild. Записана на концерте 23 мая 1981 года в Японии. Мини-концертник «Maiden Japan» помните? Вот это тот концерт. Оригинальная версия «Maiden Japan» включала в себя 4 песни — и в таком виде была издана и в Японии, и в Англии. Но в некоторых странах на этот релиз добавляли пятую песню — вот как раз «Wrathchild». Единственное официальное издание «Maiden Japan» на CD было в составе «The First Ten Years» и там был четырехпесенный треклист, так что эта версия «Wrathchild» на CD официально не издавалась. Впрочем, было бы за что переживать — исполнение, как исполнение, ничего особенного.
The Prisoner. Записана 23 декабря 1981 года на концерте в Лондоне в клубе Ruskin Arms. Понятно, что уже с Дикинсоном. Запись на троечку, но это концертная премьера песни, которая еще официально не выходила. Отсутствует фонограммное вступление и чуть отличается текст.
Tush. Кавер на ZZ Top. Записан на концерте 23 августа 1982 года в Рединге. Песня играется совместно с группой Blackfoot — американские рокеры, чья карьера в тот момент уже катилась под откос. Запись та еще дрянь, но прикольно послушать рок-н-рольные переливы в исполнение Мэйденов.
Smoke on the Water. Кавер на сами знаете кого. А вот это известная запись. 1984 год. Iron Maiden выступают в Польше. А после бухают в ресторане, в котором проходит местная свадьба. Подвыпившие музыканты соглашаются полабать для гостей и играют несколько песен, своих и чужих. Фрагменты видео того «концерта» периодически всплывают в сети. Кавер на Пеплов один из таких фрагментов. К сожалению, песня записана не полностью — только полторы минуты с первым куплетом и припевом. Ну, и о качестве записи речи не идет. Зато прикольно послушать, как подвыпивший хор гостей запевает припев вместе с группой. Кстати, что «Smoke on the Water», что «Tush» группа неоднократно играла на концертах, и в сети можно найти записи полных версий песен с более приличным качеством.
Rock’n’Roll. Кавер на Led Zeppelin. А вот это уже и вовсе не Iron Maiden. Проект этот назывался McEnroe & Cash with The Full Metal Rackets. Это был проект теннисистов Джона Макинроя и Пэта Кэша, которые решили записать благотворительный миньон, для сбора средств в помощь пострадавшим в Спитакском землетрясении. Оба спортсмена к музыке не имели никакого отношения, но в их проект умудрились вписаться вокалист The Who Роджер Долтри и ритм-секция Iron Maiden — Стив Харрис и Нико МакБрэйн. Сами теннисисты взялись за гитары. Вот таким составом они и записали этот кавер на Цеппелинов. Получилось неплохо — и с очень хорошим качеством — быстрый заводной рок-н-рольчик. Эта песня осталась единственной записью проекта — был выпущен одноименный миньон, би-сайдом которого стала инструментальная версия этой же песни, после чего приятели разошлись по своим делам.
Bring Your Daughter… To The Slaughter. Не удивляйтесь, но это снова не песня Iron Maiden. Это сольный проект Дикинсона. Начало 1989 года. Дикинсона просят написать песню для фильма «Кошмар на улице Вязов 5». Брюс пишет вот эту песенку, с тремя сессионщиками. Одним из сессионщиков был гитарист Яник Герс, который через год вольется в состав Iron Maiden. Имена остальных двух музыкантов вам ничего не скажут. Песня эта вошла в фильм и в официально выпущенный саундтрек к фильму. Дикинсон планировал включить ее еще в свой дебютный альбом «Tattooed Millionaire», но Стив Харрис попросил его пожертвовать ее для очередного альбома Мэйденов, «No Prayer for the Dying», которому отчаянно не хватало хороших песен. Для альбома Мэйдены песню перезаписали, а оригинальная версия Брюса была представлена только на саундтреке к фильму, пока в 2000-х годах ее не начали пихать на всякие сборники и переиздания Брюса. На этом сборнике как раз та первая версия из фильма — звучит она по другому, и не сказать, что лучше. Примитивная ритм-секция портит всю песню, и гитара звучит слишком мягко.
Wasting Love. И снова это не Iron Maiden. 1992 год. Дикинсон решает записать второй сольник. В качестве сессионщиков он привлекает группу Skin в полном составе и связывается с американским продюсером Китом Олсеном. Они записывают несколько песен, но Брюс не слишком доволен результатом и прерывает сотрудничество. (Единственные, кто выиграл от этого сотрудничества были Skin, которые глянулись Олсену, и он взялся продюсировать из дебютный, одноименный группе, альбом, который вышел в 1994 году.) Одной из песен, записанных с Олсеном и была «Wasting Love» (в интернетах эта версия ходит под обозначением «Keith Olsen Remix»). И снова Брюса «попросили» пожертвовать песню для очередного альбома Мэйденов. Итог известен. А «версия Олсена» никогда официально не издавалась. В ней еще «сырая» запись — она записана чуть быстрее версии с «Fear of the Dark», Брюс поёт чуть по другому и соло отличается. Ну, и она на минуту короче версии Мэйденов.
Итого. Вот такой сборник. Оно, конечно, пиратство и всё такое. Но, по хорошему, пиратов за такие сборники надо облабызать в десны. Особенно в 1997 году, когда этот сборник вышел. А где еще можно было услышать столько редкостей от группы в одном месте?
9 / 10
Один комментарий к “Iron Maiden — High Vaultage Vol.1 (1997)”