Уильям Гибсон, Джон Ширли — Принадлежность (1981)

Антология «Shadows 4», октябрь 1981 года

Оригинальное название: William Gibson, John Shirley — The Belonging Kind.

Преподаватель в колледже Майкл Коретти не умеет одеваться, не умеет общаться с людьми. Однажды в баре он встречает женщину, которая удивительным образом умеет подстраиваться в разговоре под любого собеседника. Коретти решает проследить за ней и выясняет, что женщина всю ночь болтается по разным баром, перед каждым новым заведением меняя внешность. Она постоянно пьет и не пьянеет. Вскоре Коретти узнаёт, что женщина в городе не одна такая — подстраивающихся под обстановку завсегдатаев баров.

Если вкратце, то Коретти наткнулся на «новый вид». Который он описал, как «принадлежности». Существа, которые почти сливаются с обстановкой питейных заведений. Им не нужна еда, они питаются только алкоголем. Увлеченный слежкой за ними Коретти и сам вливается в ряды «принадлежностей».

Два автора. Уильям Гибсон и Джон Ширли. Гибсон на 5 лет старше Ширли, но Ширли начал писать раньше. К тому времени, как Гибсон опубликовал дебютный роман, у Ширли их уже вышло чуть ли не десяток. Гибсон заимствовал идеи Ширли в ранних произведениях и стал «отцом киберпанка». А уже потом и Ширли начал писать киберпанк. Гибсон стал всемирно известным автором, а Ширли так и остался второэшелонным писателем. (Хотя некоторые продаваемые вещи он выдавал — например, Ширли был автором новеллизации фильма «Константин».)

«Принадлежность» была первым совместным произведением обоих авторов. А появился рассказ чисто случайно. Из-за случайной встречи писателей на каком-то конвенте. Гибсон и Ширли встретились, познакомились и договорились послать друг другу свои рассказы. Ширли первым послал Гибсону набросок своего нового рассказа под названием «Принадлежность». Гибсон решил, чем критиковать произведение нового знакомого, лучше переписать этот рассказ в «своем стиле». Что и было сделано.

Гибсон послал Ширли переработанную версию «Принадлежности». И через несколько месяцев получил от того ответ, в котором Ширли сообщал теперь уже соавтору, что он удачно продал этот рассказ в популярную антологию «Shadows». Гибсон офигел от такой постановки вопроса, но часть гонорара за рассказ пришлась ему очень кстати. Так подружились два писателя.

Учитывая имя Гибсона в соавторах, «Принадлежности» вечно пишут в графе жанр слово «фантастика». На самом деле, рассказ ближе к мистике, а то и к ужасам — описание всяческих жабр там очень мерзотные. Да и антология «Shadows» всегда специализировалась на мистических рассказах. Не просто же так «Принадлежность» в «Shadows 4» соседствовал с рассказами Стивена Кинга и Танит Ли.

«Принадлежность» в исполнении Ширли была историей в жанре «городские легенды». Ночной город, огни заведений, странные существа и случайный человек, попавший в странный мир. А Гибсон по этой истории прошелся своим «коронным стилем» — странные аналогии, болезненные описания обыденного и виртуозное сплетение слов в образы. В результате получился о-о-очень странный мистический рассказ. При чтении постоянно кажется, что в очередном баре Каретти встретит Джонни-мнемоника, а встречает всего лишь новый биологический вид.

7/10

Поделиться ссылкой:

Уильям Гибсон, Джон Ширли — Принадлежность (1981)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх