Уильям Гибсон — Нейромант (1984)

Уильям Гибсон — Нейромант (1984)

Оригинальное название: William Gibson — Neuromancer.

Дебютный роман Гибсона. Вышел 1 июля 1984 года.

Смотрите ли вы «Матрицу» Вачовски, читаете/смотрите «Призрака в доспехах» Сиро/Осии или читаете (к счастью, просто читаете, а не смотрите) Диптаун Лукьяненко, то сейчас уже можете и не знать, что все эти произведения (и еще тысячи других) пользуются идеями из одной книги — «Нейроманта» Гибсона. Библии киберпанка.

Киберпространство, виртуальная реальность, она же матрица — всё это Гибсон может и не придумал, но он придумал это всё в таком виде, в каком эти идеи стали использовать легионы последователей. Привычный нам мировой государственный строй сменился на слегка управляемую анархию под руководством межнациональных корпораций. «Анклавы» Панова тоже передают привет «Нейроманту». «High tech — low life» — главный теглайн киберпанка, тоже пошел в мир из этого романа.

(На самом деле, почти всё это впервые было написано Гибсоном в предшествующих «Нейроманту» рассказах, но популярным Гибсон стал не благодаря тем рассказам, а благодаря этому роману.)

При этом сюжет «Нейроманта» особых восторгов сейчас не вызывает. Неизвестный заказчик собирает команду, чтобы взломать поместье могущественной корпорации, расположенному на орбитальном городе. Полромана — сбор команды. Полромана — атака на поместье. Типажи в романе — канон. (Хакер, наемница — список можете продолжить сами, даже не заглядывая в книгу.)

Таинственный заказчик — ИИ, или ИскИн. Который хочет выбраться из под сомна ограничений и выйти в Матрицу. (Да, тут еще «Призрак в доспехах» Осии просил передать привет.) Противостоит ему другой ИИ, тоже принадлежащий этой же корпорации.

Сюжет без «удивлений», плюс достаточно тяжеловесный язык Гибсона. Неудивительно, что у неофитов «Нейромант» читается без особого почтения. Как артхаус в стиле фантбоевика. Да, собственно, и писал Гибсон «Нейроманта», как некий артхаус. А потом роман собрал много знаковых премий, а Гибсон проснулся знаменитым.

Может, «Нейроманта» сейчас уже и не стоит читать. Но если вы читаете современную фантастику про виртуалку, то для понимания «откуда что берется» — надо изучить и Гибсона. Ну, как при чтении фэнтезятины крайне желательно, хотя бы поверхностно (через Джексона), ознакомиться с историей о полуросликах, что тащат кольцо в Ородруин. Вот и «Нейромант» примерно такой же апостол для современной НФ, как байка Толкина — апостол для миллионов фэнтезийных книг.

А то ведь будете смотреть «Матрицу» и так и не узнаете, что Тринити скопирована с Молли из «Нейроманта». Вольный город Сион имеет общие черты с вольным поселением растафарианцев Сионом из «Нейроманта». И хакер Нео, что решает проблемы в Матрицей, имеет буквально 2-3 общие черты с персонажем «Нейроманта» Кейсом, который тоже хакер и тоже ловко орудует в Матрице. Плюс еще пара десятков случайных совпадений между романом Гибсона и трилогием Вачовски. И это только один пример «Нейроманта» на современную культуру. А примеров можно найти сотни.

Вот так. Сейчас «Нейромант» — это не то произведение, которое сейчас можно почитать для удовольствия. Сейчас, в прошлом и в ближайшем будущем «Нейромант» — это то произведение, которое нужно прочитать для лучшего понимания всей современной культуры.

10/10

О других произведениях Гибсона вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Уильям Гибсон — Нейромант (1984)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.