Фильм «Власть страха» (1999)

Фильм «Власть страха» (1999)

Оригинальное название: The Bone Collector.

В Нью-Йорке появляется очередной маньяк. И занимается любимым занятием маньяков — похищениями и убийствами горожан. Маньяка пытается вычислить и задержать полиция Нью-Йорка. Руководит расследованием именитый криминалист Линкольн Райм. Есть нюанс — Райм, после несчастного случая на работе, стал инвалидом и прикован к постели. Поэтому его глазами и руками на месте преступлений становится молодой офицер полиции Амелия Донахью.

Старая, как мир, история про учителя и ученика в формате напряженного триллера. Нудный, нелогичный, дерганный триллер, отличающийся от сонма подобных фильмов только вариацией на идеи Рекса Стаута — это когда у одного человека мозг, у другого руки и ноги, а вместе они составляют работоспособного детектива.

Книга, по которой сняли фильм, «Собиратель костей» Джеффри Дивера, не была шедевром, но стала бестселлером и по ней можно было снять увлекательный фильм, потому как Дивер хоть и накосячил в деталях, но сумел удержать книгу в рамках безостановочного экшна. Бери, и дословно снимай.

(Фильм в оригинале называется так же, как и книга — «Собиратель костей». А чудному названию «Власть страха» мы обязаны нашим кинопрокатчикам. А роман, к чести наших книгоиздателей, хоть и появился на русском уже после выхода фильма, но был издан под своим нормальным названием. И только при очередном переиздании АСТ влепил на обложку это дебильное «Власть страха». Когда права перешли к «Азбуке», роману вернули нормальное название.)

Между выходом романа и фильма прошло чуть более двух лет. На практике это означает, что киношники взяли книжку в оборот сразу по выходу (если не раньше). Позвали Филлипа Нойса в режиссеры. Нойс режиссер не очень ровный, но успехи были и у него — взять хоть дилогию с Харрисоном Фордом о Джеке Райане, или легенду видео-салонов, фильм «Слепая ярость» с Хауэром. На главных ролях нарисовались Дензел Вашингтон и Анджелина Джоли.

Черт его знает почему: Райм по книге белый, и кто именно из создателей решил, что здоровенный негр больше подходит на эту роль, остается загадкой. А Вашингтон на тот момент был средней звездочкой — известные роли уже были, а большие гонорары и Оскар подтянутся к нему позже. В случае с Джоли мискаста практически нет — по книге Амелия рыжая, а не брюнетка, а так всё то же. Джоли на тогда и вовсе была телевизионной актрисой — охапка детей, Питт и статус «секс-символа» тоже подтянутся только через несколько лет.

В общем, режиссер был, актеры были, студия выделили 70 с чем-то миллионов баксов на проект — на тот момент очень нефиговые деньги, особенно для фильма без навороченных спецэффектов. (Майкл Бэй «Скалу» снял за те же бабки, а «Чужой 4» обошелся даже дешевле, чем «Власть страха».) А потом пришел сценарист и всё обгадил.

Мне вот просто интересно, как в сценаристы этого фильма попал такой персонаж, как Джереми Иэкоун. У него на тот момент в активе было только две безбюджетные полицейские драмы, а «Власть страха» добила его карьеру окончательно. И этому Иэкоуну доверили фильм, который позиционировался, как высокобюджетный. 

Так, чего налепил сценарист — отличия фильма от книги.

Ассистент Райма, Том стал ассистенткой Тельмой. Не принципиально, а на Куин Латифа приятно смотреть. Вот только Том остается жив, и появляется в следующих книгах о Райме, а Тельме не так повезло.

Поменяли фамилию Амелии — в книге она Сакс, в фильме Донахью. Тоже пофиг.

Райм в книге на пенсии по инвалидности, и живет он на деньги, которая ему выплатила строительная компания, на объекте которой он пострадал. В фильме Райм действующий сотрудник полиции (Как?!) и живет на жалование. Еще в фильме убрали из персонажей бывшую жену Райма. (Добавили, правда, сестру и племянницу, появляющихся в самом конце.)

Из числа жертв убрана бегунья в парке, которую в книге освежевал Собиратель Костей. Убрано логово маньяка с кучей трупов. Два нападения Собирателя — на старика и женщину с ребенком — объединили в одно — маньяк нападает на старика с ребенком. (В фильме добавлено убийство полицейского при похищении.) В отличии от книги, старик в фильме погибает и полностью убран эпизод, в котором Собиратель собирается скормить ребенка собакам. А Кэрол, чуть не ставшая в книге одной из жертв маньяка, в фильме отсутствует — жаль, это была одна из удач книги: женщину героически спасли, а она оказалась террористкой и взорвала саммит ООН.

В книге Амелия страдает артритом, из-за этого переводится из патрульных на административную должность. В фильме она нечем не страдает, а переводится по велению сердца в отдел по работе с несовершеннолетними. Еще у Амелии, что в книге, что в фильме, отец мертв. Но только в фильме он трагично покончил с собой, а Амелия по этому поводу переживает — а то как же, блин, герой в фильме и без психологических проблем, всё по учебнику.

В книге Амелия сторонится коллег. Причина в том, что ее любовника, также полицейского, посадили в тюрьму. И он едва не утянул ее за собой. В фильме Амелия вполне себе ладит с коллегами, и любовник ее на свободе.

В книге события происходят в время саммита ООН в Нью-Йорке, и из-за этого полиция на взводе. В фильме саммит не упоминается, а полиция кипишует из-за того, что первая жертва оказалась миллионером. Соответственно, в фильме выкинута линия с терроризмом. Соответственно, в фильме выкинута не самая маленькая сюжетка про ФБР и разборки между ФБР и полицией (часть этих событий использована в фильме, во время противостояния с Чейни). Соответственно, полностью убран такой персонаж, как Деллрей.

Третья жертва, которая в книге была немецкой девушкой, в фильме стала американским студентом. Изменен способ похищения жертвы — в книге маньяк похитил девушку из дома, в фильме — воспользовался такси, так же как и в случае похищения первых жертв. И главное — в книге жертву спасли, в фильме нет. Из-за этого потерялся момент, в котором Райм полностью раскрывается как редкая сука — в книге Райм запрещает полицейским приближаться к жертве, чтобы не загрязнить место преступления. Жертву в этот момент заживо жрут крысы, а Райму на это просто плевать.

Несколько пространных рассуждений об эвтаназии из книги, в фильме превратились в пару копеечных диалогов. И полностью убран такой персонаж как доктор Бергер.

Мотивы убийцы. В книге убийца мстил Райму, который на самом деле был виноват в смерти семьи маньяка. В фильме убийца мстил Райму, за то что тот абсолютно заслуженно отправил его в тюрьму. В общем, в фильме Райм получился совсем уж правильным и пушистым, в отличии от оригинала.

Изменили личность убийцы. Тоже пофиг, но так стало проще показать убийцу в кадре — в книге маньяк появлялся без маски до финала только раз на пару минут, а в фильме пару раз по паре минут. Еще изменили «библию» преступника — в книге это был рассказ о реально действовавшем в Нью-Йорке 19-го века преступнике, убийства которого повторял Собиратель Костей, и это был косяк Дивера, потому как Райм, написавший книгу об известных убийцах Нью-Йорка просто не мог не знать о том старом маньяке (а по книге он не сном, не духом). Сценарист этот момент учел, и в фильме маньяк повторяет убийства не реальные, а из художественной книги, о которой Райм понятия не имел.

В фильме убран эпизод, когда маньяк закапывал заживо Амелию. А вот этот момент жалко.

И финал в фильме изменился в лучшую сторону. В книге маньяк приходил к Райму и тот его убивал (да, парализованный дядька загрыз вооруженного убийцу). Сам приход маньяка ни из чего не следовал — просто пришла пора заканчивать книгу. В фильме на очередном месте преступления маньяк оставляет подсказку, что пойдет он именно к Райму, и Амелия успевает приехать и застрелить маньяка. Хоть что-то сценарист сделал нормально.

Итого. Берем нормальную историю. Упрощаем, упрощаем, упрощаем. А на освободившееся место пихаем слез, соплей и переживаний. И на выходе получаем фильм, который не смог окупится в американском прокате. Бинго. (В мировом прокате фильм отбился и принес прибыль, но сомневаюсь, что это тот результат, на который рассчитывали продюсеры.) Иэкоун больше к фильмам не подпускали. Нойса лет десять к крупным бюджетам не подпускали. А Вашингтон и Джоли пережили этот фильм без потерь — у них все было еще впереди.

5 / 10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Власть страха» (1999)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх