Эркюля Пуаро приглашает к себе миллионер Бенедикт Фарли. Фарли рассказывает детективу, что каждый день ему снится один и тот же сон. О том, как миллионер стреляет себе в висок из револьвера. Пуаро не может помочь Фарли — подсознательное не является специализацией детектива. Однако, через неделю полиция связывается с Пуаро — Фарли был найден мертвым в своем кабинете. И, на первый взгляд, всё произошло именно так, как в снах Фарли.
Классический поджанр классического детектива — «убийство в запертой комнате». Признанным «королем» этого поджанра был и остается Джон Диксон Карр. Кристи же, наоборот, нечасто обращалась к этому жанру — всё ее детективы про «запертую комнату» можно пересчитать по пальцам рук. Рассказ «Сон» — одно из таких произведений.
Комната. Заведомо живой миллионер внутри. Одна дверь. Перед дверью сидят двое репортеров, которые могут подтвердить, что в комнату никто не входил. Миллионера убивают. Как?
Спойлеры. Фарли убил его секретарь Корнуорси. (Из-за любви к жене Фарли и деньгам, которые бы ей достались по наследству.) С Пуаро встречался не Фарли, а загримированный Корнуорси — ему было необходимо рассказать сказку про сон с самоубийством, чтобы Пуаро потом подтвердил, что у Фарли были видения о суициде.
Корнуорси из своего кабинета (соседнего с Фарли) подманил миллионера к окну фигуркой кошки, которых Фарли боялся. Когда Фарли высунулся из окна, Корнуорси застрелил его. Чуть позже, зайдя в кабинет Фарли, Корнуорси подбросил ему револьвер и закрыл окно.
А неплохо вышло. Кристи хоть и недолюбливала сей поджанр, но ее логические построения механики убийства были безукоризненны. Безукоризненны, но просты. О разгадке можно было легко догадаться по встрече Пуаро и лже-Фарли — слишком уж там всё было сделано по театральному.
«Сон» впервые был опубликован в США. В The Saturday Evening Post, в номере от 23 октября 1937 год. В Англии чуть позже — в феврале 1938 года в The Strand Magazine. В книжном виде — впервые опять-таки в США — в сборнике 1939 года «Тайна регаты». А вот книжное издание в Англии очень сильно запоздало — только в 1960 году «Сон» был издан в составе сборника «Приключения рождественского пудинга».
Очень удобно рассказывать об особенностях отечественного книгоиздания на примере «Сна». Рассказ впервые был издан на русском в 90-х. Пока у нас было «дикое книгоиздание», то рассказ печатали все, кому не лень. В начале 2000-х внезапно выяснилось, что на произведения заграничных авторов необходимо покупать авторские права. За деньги. Страшный удар для наших издателей.
И если на некоторых авторов можно купить права на произведения и печатать книги с каким угодно составом, то у других авторов был строго оговорен состав изданий. Для наглядности — у Роберта Шекли можно печатать произведения как угодно, с любым набором рассказов в книге (как сейчас делает «Азбука»). А вот Агату Кристи разрешено выпускать только авторскими сборниками рассказов — не имея возможности перетасовывать произведения, что-либо добавлять в сборники или выбрасывать.
То есть, когда 90-е закончились, «Сон» на русском мог быть издан только в составе «Тайны регаты» или «Приключений рождественского пудинга». Фокус же в том, что наши издатели на эти сборники права не покупали. Зачем им не особо популярные сборники, если можно по 5 раз в год штамповать «Десять негритят» и «Смерть на Ниле»?
«Сон» и приличное количество других рассказов Кристи пропали тогда с отечественного рынка. И только пару лет назад «Эксмо» опомнилось, что у них корова недодоена и что на рынок можно еще выдать несколько томиков Кристи. «Сон», после 15-летнего отсутствия на рынке, был опубликован сначала в сборнике «Последний сеанс», а затем у нас начали издавать и «Приключения рождественского пудинга».
7/10