…потому что это бутлег и как бы неполноценный альбом, поэтому колено-то кривоватое…
Черный Лукич. 21.10.2011
Альбом Кузьмина «Кривое колено» появился на свет стараниями Влада Макаренко. Это харьковский подвижник от музыки, организатор концертов, привозивший знакомые имена в свой город. Как-то Макаренко и Лукич договорились, что первый издаст записи второго. Для Макаренко это был первый опыт издания музыки. Под это дело был придуман лейбл Latimeria Records. Который в последующие несколько лет издаст несколько очень вкусных релизов.
Но это будет потом. А первое «Колено» действительно получилось «кривоватым». Самодельный диджипак, CDr, копеечный тираж. Он вышел в 2011 году.
После смерти Кузьмина в 2012 году, Макаренко переиздал «Кривое колено». Уже на вполне себе профессиональном уровне. Шестиполосный диджипак, заводской диск, буклет (в буклете тексты 6 песен, которые в 2011 году были «новинками»). По сравнению с первым изданием, второе «Колено» отличалось в паре песен — Макаренко счел нужным что-то убрать, что-то добавить. Второй тираж тоже был «лимитированным», но я не знаю, какой там был тираж. У моего экземпляра (они пронумерованы вручную) номер 227 из неизвестно.
Большую часть материала для альбома предоставил сам Кузьмин. Последние три песни на диске — записи разных концертов Лукича в Харькове разных лет. Видимо тех, что сам Макаренко и устраивал.
Первые три песни на альбоме — запись 2010 года. Электричество. Две песни — новые на тот момент (они вошли в альбом «Полярная звезда» 2011 года, только на альбоме они записаны в другой версии) и перепевка старой доброй «Смешное сердце». Песни вызывают оторопь. Там такого хард-рока навертели, что старый слушатель Лукича сильно удивляется при первом прослушивании. Кузьмин, начиная с 1996 года, всё больше по акустике и soft rock специализировался. Но на «Колене» это всё очень круто звучит.
Следующие три песни (и последняя на переиздании 2013 года) — это тоже электричество, только записи 2007-09 годов. Тоже достаточно роковые. Но записаны другим составом, нежели первая тройка песен.
Седьмая песня, «По совету». Это с «Полярной звезды». Записано Н-ске в 2010 году. По музыке — продолжении «Марии».
Вот смотрите, первые песни «Колена». После выхода в 2004 году 2 альбомов Лукича, «Верескового мёда» и «Марии», и до «Полярной звезды» 2011 года у Кузьмина не выходило новых альбомов. Были переиздания, были концерты. Но не было студийных записей. Вот по этим первым песням на «Колене» видно, что были попытки записаться студийно. В разное время, с разными людьми. С новым звуком. Но почему-то всё это не было доведено до логического завершения — полноформатного студийного альбома. В 2011 году Кузьмин всё-таки записал новый альбом, «Полярную звезду», а этот вот нереализованный ранее скарб был отдан Макаренко.
А вот потом на «Колене» идут два самых невнятных трека во всей дискографии Лукича. Это ремиксы. Электронные ремиксы. (Особенно восьмая композиция.) Зачем? За что? Почему в середине треклиста? Тут ответов не будет. Автор этих строк сам был в шоке при прослушивании.
Следующие 13 песен на CD — это концерт в питерской «Орландине» в 2008 году. Два гитариста и перкуссия. Спокойное, красивое выступление. Уж что-то, а играть концерты в акустике Кузьмин умел. Запись приличная. Макаренко писал, что Лукич прислал ему эту запись, заранее отобрав песни с выступления, которые ему понравились.
И три песни в конце — это акустика Лукича в Харькове. Отобранная, видимо, по персональным предпочтениям Макаренко.
Про «Кривое колено» в целом. Отличный сборник. Для старых поклонников Лукича — замечательная сборка из известных и неизвестных песен. Есть, что послушать, даже если вы и так с дискографией Кузьмина знакомы от и до. Да и пара эксклюзивов на диске найдется. («Черный ежик».) Для неофитов на этом сборнике тоже есть, за что зацепиться — потому что вашему вниманию разом предлагается и электрическая, и акустическая ипостаси Черного Лукича.
8/10