Раймонд Чандлер — Бронзовая дверь (1939)

Журнал «Unknown», ноябрь 1939 года

Оригинальное название: Raymond Chandler — The Bronze Door.

Чандлер за свою карьеру детективного писателя написал не так много рассказов. Что-то около 25. По сравнению с каким-нибудь Шекли — совсем ни о чем. Было у Чандлера два «пика продуктивности» в рассказах — в 1936 и 1939 годах, когда у него публиковалось аж по 5 рассказов за год.

Первый «пик» объясняется тем, что Чандлер тогда освоился с жанром детектива, набирал популярность и пристроил свои произведения сразу в 2 журнала (обычно он публиковался только в одном журнале).

Второй «пик» связан с выходом дебютного романа. Имя Чандлера было на слуху, журналы сами предлагали ему сотрудничество. Поэтому в 1939 году, когда вышел роман «Вечный сон», произведения Чандлера опубликовали сразу 3 журнала. Так получилось, что после этого второго «пика» Чандлер практически завязал с рассказами, переключившись на написание романов.

4 рассказа 1939 года были вполне обычными для Чандлера детективами, опубликованными в детективных же журналах. С пятым рассказом — «Бронзовая дверь» — интереснее. Потому что это была первая проба Чандлера в фантастической литературе.

Джон Вуд Кэмпбелл. Человек-легенда. Писатель, редактор и архитектор тогдашней американской фантастики. Азимов, Хайнлайн и десятки других авторов стали популярными, не в последнюю очередь, из-за Кэмпбелла. В 1937 году Кэмпбелл стал редактором журнала «Astounding» (веха в истории фантастики). Параллельно он был редактором журнала «Unknown» — c 1939 по 1943 годы. Затем журнал был закрыт.

И вот в этом «Unknown» — в ноябрьском номере за 1939 год — и был напечатан первый фантастический рассказ Чандлера. Кэмпбелл и Чандлер, кто бы мог подумать.

Всего у Чандлера было опубликовано 2 рассказа с фантэлементом. «Бронзовая дверь» 1939 года и «Порошок профессора Бинго» 1951 года. Оба рассказа схожи по структуре — главному герою в руки достается какой-то артефакт и он немедля начинает планировать убийство. Всё-таки Чандлер детективщик — поэтому у него без убийства никак.

В «Порошке» главному герою в руки попадает порошок невидимости и он, с его помощью, убивает любовника своей жены. В «Бронзовой двери» главному герою в руки попадает… Бронзовая Дверь.

Сюжет. 1939 год. Лондон. Мистер Джеймс Саттон-Корниш. Он небогат, но владеет старым большим домом. Саттон-Корниш напивается, ссорится с женой и уходит из дома на прогулку. В Сохо он натыкается на антикварную лавку, в которой продают большую старинную бронзовую дверь. По случайности, Саттон-Корниш выясняет, что всё прошедшее через эту дверь бесследно исчезает. Он покупает эту дверь и устанавливает ее в своем кабинете. Ведь его богатая жена собирается развестись с ним и оставить без денег…

А дальше всё понятно. Раз — кто-то прошел через дверь. Два — кто-то еще прошел через дверь. Финал — сам Саттон-Корниш прошел через дверь, хоть и не по своей воле. А потом дверь переплавили, во избежание продолжения истории. Ставим напротив названия рассказа тэг «мистика стандартная, обыкновенная для времен становления жанра».

Никаких объяснений про дверь. Никаких увлекательных поворотов сюжета. Никакого просвета в жизни Саттон-Корниша.

Всё-таки Чандлеру лучше удавались детективы. Там он понимал, что для рассказа нужен сюжет. В «Бронзовой двери» Чандлер почему-то решил, что одной только Двери окажется достаточно для сюжета. Хм-м, если бы это был рассказ 19-го века, то может так бы оно и было. В 1939 году одной лишь Двери уже откровенно мало.

«Бронзовая дверь» в последующие годы периодически перепечатывалась во всяких фантастических антологиях и журналах. А вот в сборниках Чандлера этот рассказ практически не мелькал — жанр не тот.

На русском «Бронзовая дверь» издавалась всего 2 раза — в 2011 и 2020 годах. С одинаковым в обоих случаях переводом Михаила Загота.

4/10

Поделиться ссылкой:

Раймонд Чандлер — Бронзовая дверь (1939)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх