Раймонд Чандлер — Порошок профессора Бинго (1951)

Журнал «Fantastic», июнь 1952 года

Оригинальное название: Raymond Chandler — Professor Bingo’s Snuff.

Джо Петтигрю — американец, чуть за 50, женат, несчастлив. Жена изменяет ему с квартирантом прямо в его доме, а у Джо нет силы воли, чтобы хотя бы протестовать против этого. Решение проблем приходит для Джо в лице чудаковатого продавца — профессора Бинго, который дает ему на пробу волшебный порошок. Приняв который Джо становится невидимым.

Казалось бы, что общего у классика американского детектива Чандлера и классиков американской фантастики Айзека Азимова и Рэя Брэдбери? Да вот, хотя бы первый номер журнала «Fantastic», вышедший летом 1952 года.

На самом деле, рассказ «Порошок профессора Бинго» впервые был опубликован летом 1951 года. Причем сразу в двух журналах — «East Park» и «Go». Первое издание «распилило» не очень большой рассказ аж на 3 номера, второе издание уложилось в 2 номера. Проблема в том, что эти журналы были не самыми известными и спустя 70 лет информации о них в сети найти крайне проблематично. Так что эти журналы остались строчками в библиографии Чандлера — в графе «первая публикация».

Журнал «Fantastic», июнь 1952 года

А вот «Fantastic», стартовавший в 1952 году, оказался долгоиграющим изданием и без перерывов выходил до 1980 года. За эти десятилетия в нем печатались все возможные мэтры фантастики и потому в фэндоме о нем информации куда как больше. Любители фантастики более склонны к каталогизированию, чем любители детективов.

Ну, и из аннотации уже становится понятно, что в фантжурнале Чандлер оказался не просто так. А потому, что «Порошок профессора Бинго» — это фантастический рассказ. Второй и последний в творчестве писателя. (Первым был рассказ «Бронзовая дверь» 1939 года.)

Фантдопущение рассказа — невидимость. Замыленная фантастами тема. Но Чандлер на эту тему решил взглянуть с другой стороны. Он — детективщик. Внимательный к деталям и мастер в построении логических конструкций. Не космические просторы, но окурки в пепельницах и грязь на плащах. Поэтому в рассказе «Порошок» Чандлер рассказывает читателю о проблемах невидимости.

Как добраться до другого конца города, если ты невидимка? На машине не поедешь. На автобусе тоже. Только пешком. Как позвонить из телефонной будки, если в любой момент тебя в этой будке могут придавить. Как выкручиваться, если в любой момент невидимость может исчезнуть. И так далее, и тому подобное.

Да, и еще одно следствие того, что Чандлер — детективщик. Это то, куда развивается сюжет рассказа после того, как главный герой обретает новую способность. Потому как Петтигрю после того, как становится невидимкой, убивает любовника своей жены. С продуманным планом — «тайна запертой комнаты» в духе Джона Диксона Карра. Кто убийца, если убийство произошло в запертом изнутри доме и полицейским пришлось ломать дверь, чтобы войти и никого, кроме покойников, в доме они не увидели? Правильный ответ — невидимка.

Журнал «Fantastic», июнь 1952 года

И всё бы ничего, но «Порошок» был написан не в лучший период в жизни Чандлера. Болезнь жены, алкоголизм. Затухающая карьера. К тому же Чандлер много лет, как бросил писать рассказы — «Порошок» был единственным рассказом писателя в период с 1942 по 1958 годы. Он же был последним опубликованным при жизни рассказом Чандлера. (После смерти писателя в 1959 году издатели подсуетились и напечатали еще несколько неизданных прежде рассказов.)

«Порошок» хорош как идея, как стиль — Чандлер умел в описания как никто. Но с логикой и «механикой» преступления в рассказе есть очевидные проблемы. Не слишком продуманным получилось преступление, не слишком логичным получился финал рассказа — Чандлер не особо продумывал детали и сюжет. Поэтому «Порошок» производит впечатление недоделанного полуфабриката. Потенциал в истории был большим, но Чандлер его не реализовал.

«Порошок профессора Бинго» относится к «редким» рассказам писателя. По понятным причинам, его не так часто включали в сборники Чандлера. А в России перевод рассказа появился только в 2011 году. За всё время было 2 издания на русском — в 2011 и 2020 годах. Такая вот скромная печатная история у «Порошка».

6/10

Поделиться ссылкой:

Раймонд Чандлер — Порошок профессора Бинго (1951)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх