Хвост и АукцЫон — Жилец вершин (1995)

Хвост и АукцЫон — Жилец вершин (1995)

Вторая и последняя работа АукцЫона с Хвостом. И последняя работа АукцЫона в 90-х. После «Жильца» группа занялась гастролями, затем Федоров увлекся своей странной музыкой. В общем, следующий студийный альбом с новыми песнями АукцЫона, «Девушки поют», выйдет только через 12 лет после «Жильца», в 2007 году.

История записи «Жильца вершин» широко известна и пересказывать ее подробно смысла нет. Только тезисно. Альбом, записанный полностью на стихи поэта начала 20-го века Велимира Хлебникова (на самом деле Виктора, а Велимир — это самопридуманное погоняло). Идею альбома предложил Хвост. Федоров загорелся. Альбом готовили девять месяцев, из которых два месяца провели в студии ЛСД-фильм (несмотря на интригующее название, это всего-то «Ленинградская Студия Документальных Фильмов»). Студийную работу проспонсировали SNC, которые и выпустили первыми «Жильца». Собственно, и всё.

Первое издание от SNC 1995 года было в четырехполосном диджипаке, на котором вообще не было написано треклиста (он был только в буклете) — только фотографии парня: на обложке в трусах, на заднике — без трусов, жопой к камере, и внутри диджипака — без трусов, хуем к камере.

Если не считать кассет, то следующее издание альбома было в 2000 году, на Moroz Records, в джевеле. Там сохранили оформление, но фотка с разворота диджипака переехала на инлей.

В 2003 году альбом переиздала Мистерия Звука. Снова в диджипаке (серия «с ушками»). На этом издании поигрались с оформлением, в частности на заднике впервые был написан треклист.

В 2015 году альбом был впервые издан на виниле, силами Улитки (лейблик Федорова) и Олега Ковриги (то бишь «Отделения Выход»).

И в 2016 году альбом был переиздан в боксе, Геометрией — если не ошибаюсь, то этот бокс и закрывал переиздания Геометрии альбомов АукцЫона «вменяемого» периода. Это издание я себе и купил.

Хвост и АукцЫон — Жилец вершин (1995)

Оформление. Картонный бокс. Оригинальная обложка сделана, как стереоскопическая открытка и приклеена к боксу. Внутри бокса лежат:

— Восьмипанельный диджипак, на два диска — сам «Жилец вершин» и ДВД «Мешок вещей». В оформлении диджипака использовали три оригинальные фотографии с парнем, плюс добавили еще одну на ту же тему. И на двух панелях написали треклисты, состав и информацию о записи.

— «Мешок вещей». Небольшой холщовый мешок, с завязками, внутри которого лежит бонусный аудио-диск (этот диск без коробки, он закреплен на куске картона по размеру диска, на обратной стороне картонки написаны треклист, если это можно так назвать, и состав) и буклет-раскладка на 12 страниц. С одной стороны раскладки интервью с Федоровым, плюс фотография Хвоста. С другой стороны раскладки какие-то странные рисунки, коллажи и фрагменты текстов Хлебникова. (По замыслу, на рисунках должна быть расшифровка текстов, но я ни хера не понял).

— Буклет на шестнадцать страниц, полностью повторяющий буклет из издания SNC. Буклет полностью черно-белый, и в нем напечатаны тексты песен, состав группы и информация о записи.

— Рекламная брошюра с другими релизами Геометрии.

Слушаем. «Жилец вершин». Много думал, как потактичнее описать своё отношение к Хлебникову и его творчеству. Потом вспомнил, что я из пролетариата, и можно говорить напрямую. Так вот. Хлебников — ебнутый. Был. Херня, которую называют «стихами Хлебникова» к поэзии отношения имеет мало. Корефан Маяковского (уже диагноз), занимался не поэзией, а игрой в слова и звуки. Писал этот мудятел для десяти корефанов, а потом его вознесли до величины. И, как писали, Хлебников даже не бухал — у него и так дури хватало, чтобы заниматься своим творчеством. «Крылышкуя золотописьмом // Тончайших жил, // Кузнечик в кузов пуза уложил // Прибрежных много трав и вер. // «Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер. // О, лебедиво! // О, озари!» Ну что это за хрень? 

Тем сильнее выглядит работа АукцЫона, который это ебулу имени Хлебникова сумел достойно переложить на музыку. Черт, это даже слушать можно. По музыке на «Жильце» можно услышать джазовые импровизации (если учесть, сколько по времени готовили альбом, то можно понять, что за каждой «свободной импровизацией» скрывается длительная подготовка). Немного жалко, что после почти роковой «Птицы» группа не пошла тем же путем, но им виднее.

Если «Чайник вина» был сольником Хвоста, с аккомпанементом музыкантов АукцЫона, то «Жилец вершин» это именно что альбом АукцЫона, с гостевым участием Хвоста. И дело даже не в том, что на этом альбоме Федоров и Хвост поделили вокальные партии примерно пополам (в отличии от «Чайника», где Федорова совсем чуть было), а в том, что на «Чайнике» основу музыки составляла акустическая гитара, плюс различные украшательства, а на «Жильце» музыка есть коллективная работа группы, плюс еще нескольких гостей. Получилось минимум неплохо, а вообще альбом нормально слушается раз за разом.

На «Жильце» даже какие-то хиты есть, которые можно слушать в отрыве от альбома. Естественно «Бобэоби» (текст в духе «Гзи-гзи-гзи-гэо-гзи-гзи-гзи-гэо-пелась-цепь» является переосмыслением Хлебникова АукцЫоном, но в целом для творчества этого «поэта» такой текст в допуске), которую даже на концертах играли. Или вот еще «Призраки» (там почти осмысленный текст, наверное Хлебников не хотел, и у него случайно получилось). Еще «Боги» — нормальный танцевальный джаз. («Пи́ри-пэ́пи, па-па-пи́! // Чо́ги гу́на, ге́ни-ган! // Аль, Эль, Иль! // а́ли, э́ли, и́ли! // Эк, ак, ук! // Гамчь, гэмчь, ио́! // Рпи! Рпи!» Вообще-то это фрагмент текста Хлебникова. Но не будем о грустном.)

«Камлания». А вот это уже не музыка. Это концертные записи времен «Чайника вина» (фрагменты этих выступлений вошли на бонусный ДВД издания «Чайника» Геометрией). Группа импровизирует, Хвост зачитывает текст. Только если на «Жильце вершин» импровизация (или то, что казалось таковой) звучит легко и приятно, то на «Камланиях» группа выдаёт что-то в духе «сейчас все отстроятся и мы начнем играть», а то, что читает Хвост не имеет никакого отношения к здравому смыслу. И вот так целый час — реально, там две композиции по, примерно, полчаса каждая. В это не то, что вслушиваться неохота, а даже когда фоном играет, то от этого безумия корежит.

Смотрим. «Мешок вещей». Небольшой ДВД на 40 минут на который вошли: 

— клипы на «Призраки» и «Чудовища» — первый отличный, несмотря на явную дешевизну, второй говно 

— запись на какой-то квартире, во время которой репетируют «Нега-неголь» и дают интервью

— и пара песен с концерта в Киеве в 1997 году, «Бобэоби» и «Боги». Запись и звук не фонтан, но интересно посмотреть хоть какой-то материал с «Жильца» вживую.

Итого. Странный, но слушабельный проект АукцЫона. А издание — ДВД интересный, «Камлания» в топку.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Хвост и АукцЫон — Жилец вершин (1995)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх