Агата Кристи — Немой свидетель (1936)

Агата Кристи — Немой свидетель (1936)

Пуаро получает письмо от мисс Аранделл, в котором та пишет, что ее пытаются убить. К сожалению, письмо опоздало — когда Пуаро его получил, мисс Аранделл уже была мертва. Пуаро решает расследовать ее смерть.

Спойлеры.

Кого убили? Эмили Аранделл

Как убили? Яд

За что? Деньги

Кто? Белла Таниос

Что с преступником? Самоубийство

Оригинальное название: Agatha Christie — Dumb Witness.

Четырнадцатый роман о Пуаро.

Сначала Кристи был написан рассказ “Случай с мячиком для собаки”. Написан он был в 1933 году, но Кристи решила его тогда не публиковать, а переработать в роман. Так через три года, в 1936 году, появился роман “Немой свидетель”. А рассказ считался утерянным, и был найден среди вещей Кристи только в 2004 году. И в 2009 году был впервые опубликован. На русском “Случай” тоже выходил и его можно прочитать.

В “Случае” было всего-то двадцать страничек, и при этом в него вошли все значимые события из “Немого свидетеля”. Поздно пришедшее письмо. Покушение на старушку. Собака, проведшая ночь вне дома, как доказательство неслучайности падения старушки. Спиритический сеанс. Измененное в последний момент завещание, о чем не знал убийца. Отравление фосфором. И пакт убийцы с Пуаро — с первого самоубийство, со второго — неразглашение обстоятельств.

Всё это было в “Случае”, а в “Немом свидетеле” Кристи просто добавила к этим событиям триста страниц воды. И совершенно закономерно получилось довольно нудное произведение — диалоги ни о чем распыляют внимание. Еще в книге Джона Каррана “Секретный архив Агаты Кристи” приводится переписка Кристи и ее агента, из которой следует, что по просьбе (а скорее, по деловому соглашению) The Saturday Evening Post — журнала, в котором впервые был опубликован “Немой свидетель” — роман был расширен. Кристи дописала четыре главы (они в книге идут первыми), чтобы журнал мог имя популярной на тогда Кристи писать на обложке на большем количестве номеров. Кристи тогда не отказала, а теперь в романе первые страниц сорок рассказывают о предшествующих преступлению событиях, о которых и так неоднократно поговорят в тексте романа.

Ладно, это всё было бы мелочами, если бы Кристи придумала для романа какие-нибудь увлекательные события, или незатасканные повороты сюжета. Но нет, в романе всё идет по накатанной.

В 1936 году у Кристи вышло четыре романа. И все четыре о Пуаро. Это уже конвейер какой-то. Знай только нужны куски (запчасти) подставлять. Похоже, этот роман Кристи из кусочков и составляла. Богатая отравленная старушка — “Таинственное происшествие в Стайлз”. Способ убийства — яд, который жертва примет в неизвестный заранее момент, дабы убийца мог уехать подальше от дома — это тоже из “Стайлза”. Жертва, отправившая письмо Пуаро, но тот приехал слишком поздно — это “Убийство на поле для гольфа”. Спиритические сеансы — “Загадка Ситтафорда”. Путаница с полными и уменьшительными именами персонажей, как ключ к раскрытию убийства — “Загадка Эндхауса”. Пуаро, подталкивающий преступника к самоубийству, чтобы избежать огласки — “Убийство Роджера Экройда”. Такая вот мозаика.

Персонажи, как обычно у Кристи, хорошо написанные, но над мотивацией Кристи особо не стала мудрить — у старушки трое родственников, и всем отчаянно нужны деньги. То есть никакой интриги, или замысловатых перипетий — всем просто нужно бабло. Да и второстепенными линиями роман не богат — Кристи не стала себя утруждать, обвешивая сюжет изначального рассказа какими-нибудь виньетками.

Расследование Пуаро на этот раз почти не подкреплено уликами — финальное разоблачение убийцы состоит из теоретических выкладок: если А знал о Б, а В не знала о Г, то тогда А не мог сделать Д, а Г не могла — и так далее. Над чуть ли не единственным реальным свидетельством (отражение букв в зеркале — инициалы ТА и АТ) Пуаро тупит большую часть книги, и озаряет его только в конце. Нагромождение логических домыслов, как средство определение преступника для Кристи не впервые, но в этом романе у писательницы откровенные провалы, еле-еле замаскированные.

“Я исключил из списка подозреваемых двух служанок — им бы не хватило ума додуматься до такого способа убийства”. Это Пуаро так говорит в своей финальной речи. Нескромное обаяние буржуазной Кристи.

А вот плюс книги в том, что Кристи впервые вводит в своих произведениях такой сюжетный ход, как “отложенное расследование”. Когда расследование происходит через какое-то время после убийства. В “Немом свидетеле” расследование происходит через два месяца после убийства. А в дальнейшем Кристи будет еще не раз прибегать к такому ходу, например в “Пяти поросятах” Пуаро будет расследовать убийство шестнадцатилетней давности.

Итого. Средний роман. Написано всё неплохо, Кристи пишет на очень приличном уровне. Но. Тем, кто с Кристи не знаком — может показаться нудным. А тем, кто знаком — будут слишком явно бросаться места склейки этой аппликации из других произведений писательницы.

6 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Немой свидетель (1936)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх