Оригинальное название: Mickey Spillane — Kick It or Kill.
Федеральный агент по имени Келли Смит восстанавливается после ранения. Он приезжает в небольшой городок в провинции, чтобы отдохнуть и порыбачить. Смит обращается внимание, что в городе всем рулит некий бизнесмен Симпсон и шайка его бандитов. Горожане и даже полиция будто и не замечают преступлений Симпсона. Смит решает разобраться с местными бандитами по своему.
Небольшая повесть «Ударь или убей» (в другом переводе она называлась «Брось или убей») впервые была опубликована в июльском номере за 1961 год журнала «Cavalier». Обложка этого номера расположена парой абзацев выше. И там можно разглядеть надпись «Mickey Spillane Returns!». Ну, надолго Спиллейн из «Cavalier» и не «уходил» — в 1960 году, например, в этом журнале были опубликованы две повести писателя. Эта надпись, скорее, относится к «возвращению» автора в «большую литературу» — в 1961 году вышел «Дип», первый роман Спиллейна за 9 лет.
Что до повести… Знаете, Спиллейн в некоторых своих повестях обкатывал идеи, которые позже разовьёт уже в романах. Эти повести — это такие демо-версии последующих больших произведений. Повесть «Убийство через семь лет» 1960 года послужила основой для романа «Охотники за девушкой» 1962 года. Повесть «Ублюдок Баннермен» 1964 года разовьется в роман «Под крышкой гроба» 1972 года. И так далее.
И вот «Ударь или убей». Злодей Симпсон нанимал местных девушек для своих вечеринок. А вечеринки те проходили в стиле садо-мазо, с участием воротил бизнеса и известных бандитов. А также русского атташе, который таскал бандитам наркотики большими чемоданами — для распространения наркомании в Америке.
И вот надо очень сильно не интересоваться библиографией Спиллейна, чтобы не припомнить, что этот сюжет, про бандитское садо-мазо с крутыми бизнесменами, это основа романа «Любители тел» 1967 года.
Только в «Ударь или убей» Смит поджигает дом, в котором проходит вечеринка. А также лично перестреляет в нем кучу народу. А в «Любителях тел» Хаммер дистанционно взрывает подобный дом.
А так повесть — стандарт для Спиллейна. Крутые дядьки, большие пушки, диалоги в стиле «кто тут самый отчаянный мачо». Драки и стрельба. А то, что Келли Смит — федерал, в повести реализуется также, как в уже упомянутом романе «Дип». (То есть, до поры Смита принимают за бандита, а потом уже все узнают…)
Читать «Ударь или убей»… Бессмысленно, что ли. Сюжет — фантик. Пошелестел и выкинул. Персонажи и диалоги чуть не копипастой взяты автором из других своих произведений. А все находки сюжета были впоследствии реализованы в других произведениях. Так что эта повесть — только для полноты охвата библиографии писателя.
6/10