Микки Спиллейн — Ночь одиночества (1951)

Микки Спиллейн — Ночь одиночества (1951)

Оригинальное название: Mickey Spillane — One Lonely Night.

Четвертый роман из цикла о Майке Хаммере.

Весь цикл о Хаммере условно делится на две части — до «Ночи одиночества» и после нее. Такой вот роман-водораздел, на котором автор переосмыслил свой подход к творчеству и изменил как характер персонажа, так и общий стиль своих романов.

Что было до? Хаммер, рыцарь без страха и упрека, против плохих ребят. Стандартный, в общем-то, хард-бойлд, с пушками и девками. Но свою порцию тумаков от критиков Спиллейн за эти романы получил — за обилие насилия и секса. В «Ночи одиночества» автор походу решил дать ответы всем критикам скопом. Поэтому в начале романа Майк Хаммер идет в одиночестве по пустому городу и переживает о том, что судья (а перед этим было слушание по очередному «оправданному убийству» Хаммера) долго распинал его, называя убийцей и намекал, что такому персонажу не место в современном обществе. Стандартное противостояние: судья — новый либерал, Хаммер — старый консерватор.

Микки Спиллейн — Ночь одиночества (1951)

Первые несколько страниц романа — блеск. Самокопания Хаммера написаны так, что Спиллейн встает вровень с Чандлером и прочими Мастерами. Потом, правда, волшебная иллюзия развеивается, потому как Спиллейн начинает гонять одни и те же мысли на тему «тварь ли я дрожащая» кругами, на протяжении всего романа. К концу романа Хаммер всё-таки осознает свое место в мире — «я прав, а все мои враги не достойны жить». Ранний Хаммер в этом романе уступил место Хаммеру позднему — убийце и садисту, без моральных терзаний. (Оцените концовку — вместо очередной пистолетной дуэли, свойственной другим романам Спиллейна, Хаммер хладнокровно душит безоружного человека. Спланированное убийство вместо «оправданной самообороны».)

А вот если вынести за скобки всю достоевщину романа и сосредоточиться на сюжете, то всё будет не столь увлекательно. Потому как непосредственно детектив в «Ночи одиночества» — дрянь. Коммунисты, агенты КГБ, сбежавший из дурки маньяк, политические вожаки, загримированный актер. Коммунистки, на члене Хаммера меняющие политическую ориентацию. (Вторая добавлена в роман исключительно ради сцены секса, потому как для сюжета она нафиг не сдалась.) Не, всё очень слабо. Логика Спиллейна понятна. 50-е годы, Маккартизм набирает обороты. Спиллейн изо всех сил показывает, что вчерашние враги — местные гангстеры в ночных клубах, ничто по сравнению с «красной чумой». Отсюда и осуждение либералов (через образ судьи), которые недостаточно активно борются с «комми».

Микки Спиллейн — Ночь одиночества (1951)

«Ночь одиночества» — хороший роман. Но не лучший у Спиллейна. Его не стоит читать первым у автора. Его стоит почитать, если остальной цикл о Хаммере уже прочитан и есть желание узнать — где и когда Спиллейн свернул на ту полянку, которую окучивал следующие десятилетия. С точки зрения языка — «Ночь» чуть не лучшее произведение автора. (Ведь остальные его романы — практически «комиксы без картинок».) Но сюжет, сюжет слаб. К сожалению.

7/10

О других произведениях Микки Спиллейна вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Микки Спиллейн — Ночь одиночества (1951)

Один комментарий к “Микки Спиллейн — Ночь одиночества (1951)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх