Ричард Старк — Огненная вспышка (2000)

Ричард Старк — Огненная вспышка, первое издание, 2000 год

Оригинальное название: Richard Stark — Flashfire.

Сто одиннадцатый роман Уэстлейка. Девятнадцатый в серии о Паркере. Вышел в 2000 году.

С 1962 по 1974 годы Уэстлейк написал шестнадцать романов о Паркере. Потом устал от него и забросил на двадцать с лишним лет. И только в 1997 году снова обратился к этому персонажу. До своей смерти в 2008 году Уэстлейк успел написать еще восемь романов о Паркере.

Первые пять романов этого «второго подхода» были связаны так же авторской игрой с названиями — каждый следующий роман имел в названии последний кусок названия романа предыдущего: Comeback — Backflash — Flashfire — Firebreak — Breakout. Кроме того, все эти романы имели схожее оформление в первом издании — обложки в виде спичечных коробков.

Все ранние романы о Паркере на русском когда-то были изданы. Из всех поздних романов был издан только один — Flashfire.

Ричард Старк — Проклятый изумруд, 2014 год

Можно, конечно, предположить, что это произошло потому, что именно «Огненная вспышка» стала основой для фильма «Паркер» 2013 года, но на обложке русского издания (которое вышло в 2014 году) это никак не отражено. Обложка, собственно, есть перед этим абзацем. Если найдете на ней упоминания об экранизации, или хотя бы просто об «Огненной вспышке» — значит вы наблюдательнее меня.

Сюжет. После совершенного ограбления подельники кидают Паркера на деньги. Паркер знает, что люди, укравшие его деньги, готовят новое ограбление, и разрабатывает свой план, как украсть их добычу.

Ну что, всё тот же старый добрый Паркер. С небольшими поправками. Во-первых, не старый. Паркер у Старка не постарел ни на год, несмотря на долгие десятилетия его «трудовой деятельности». Сейчас уже неудобно вспоминать, что в ранних романах упоминалось о том, что свою карьеру Паркер начал еще во времена Второй Мировой. Ведь и в конце 90-х он всё тот же мужчина средних лет. И во-вторых, он не добрый. Старк не стал ничего менять в моральном облике или методах персонажа. Паркер всё тот же безжалостный подонок, готовый перешагнуть через каждого. Мрачный типаж, созданный когда-то будто в противовес всем этим благородным преступниками и за прошедшие годы ничуть не смягчившийся.

Если кто читал предыдущие романы, то мог обратить внимание, что почти все романы о Паркере строились по одной схеме. Планирование ограбления. Ограбление. Обман Паркера напарниками. Затем обычно шел флэшбек, показывающий произошедшие события от лица этих самых напарников. Потом снова появлялся Паркер и отбирал своё, попутно убивая предателей.

А вот в этом романе Старк вывернул свою привычную схему наизнанку. Кидалово происходит в самом начале романа. Уже затем нам показывают подготовку Паркера к встрече со старыми «друзьями». Затем ограбление, но совершенное не Паркером, а его бывшими подельниками. И затем финальная разборка, во время которой Паркер отбирает не свое, а украденное без него. А чтобы было интереснее, Паркера ранят в середине романа, но не основные его противники, а персонажи из другой, побочной сюжетной линии. Да и к Клэр Паркер обычно приезжал, когда очередное дело заканчивалось, а здесь заехал в середине романа.

Роман старомоден. Написан он так, будто на дворе еще 60-е, интернета и мобильников особо не наблюдается, а наличные деньги еще не сменили пластиковые карты. Паркер существует в каком-то своем мире, в котором есть только полиция, бандиты и те, кого можно ограбить. Уэстлейк и раньше особо тщательной логикой в похождениях Паркера не озадачивался, но в «Огненной вспышке» совсем уж пустил всё на самотек. Паркера обкрадывают на двадцать тысяч, и чтобы добраться до обокравших его, он устраивает серию ограблений в одиночку, которые приносят ему почти двести тысяч. Паркер же никогда не страдал работой ради удовольствия — он «работал» только тогда, когда у него заканчивались деньги. А здесь у него на примете была куча хлебных мест для сольной работы, а он вписывается в ковбойское ограбление банка за существенно меньшую прибыль. Странно всё это и чувствуется, что Старк особо не парился тщательной проработкой сюжетов. Он просто схематично набросал очередную порцию приключалова человека по имени Паркер. Впрочем, Уэстлейку уже под семьдесят было, когда он это писал — возможно более сложные сюжеты ему были уже не под силу. Читается же «Огненная вспышка» легко и непринужденно, но особых восторгов не вызывает. А пролистать ее и за несколько часов можно.

6/10

О других романах Ричарда Старка вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Ричард Старк — Огненная вспышка (2000)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх