Оригинальное название: Glen Cook — Deadly Quicksilver Lies.
Тридцать четвертый роман Глена Кука. Седьмой роман в цикле о Гаррете. Вышел весной 1994 года.
В кои-то веки Гаррет остался в своем доме один. Покойник уснул на несколько месяцев. Дин уехал из города к родственникам. Гаррет наслаждается одиночеством, когда к нему приходит его давняя знакомая, Торнада. Она предупреждает Гаррета, что вскоре к нему обратится новая клиентка, которая попытается нанять детектива для того, чтобы он кого-то убил. Новая клиентка действительно появляется, но она нанимает Гаррета не для убийства, а чтобы тот разыскал ее пропавшую дочь. И почти сразу после того, как Гаррет приступает к поискам, детектива похищают и насильно помещают в психиатрическую лечебницу.
В 1991 году у Кука что-то случилось. Наверное, со здоровьем. Но он на несколько лет прекратил писать. В 1991 году вышел роман Кука «Ночи кровавого железа» (тоже про Гаррета, что понятно по названию) и следующим романом автора стала «Смертельная ртутная ложь», вышедшая в 1994 году. Вроде 3 года перерыв — это не так много. Но Кук все 1980-е выдавал по 3-4 романа в год, так что его отсутствие на рынке нельзя было не заметить.
Кук после «возвращения» немного поменялся, как автор. Он стал мрачнее, натужнее — тяжеловеснее. В «Ртутной лжи» это лишь чуть заметно, но в дальнейшем новая манера Кука будет только усугубляться. Ну, в момент выхода «Лжи» Куку уже был полтинник, да и потом он тоже не молодел. Так что всё объяснимо, но всё одно жалко было наблюдать, как испаряется «легкость» ранних романов о Гаррете (с Черным отрядом была ровно та же история).
В «Смертельной лжи» Кук как-то слегка схалтурил с детективным сюжетом. Он до неприличия простой и местами алогичный (многолюдная суета вокруг клада, которого нет). А чтобы простота детективного сюжета не слишком бросалась в глаза, Кук «завалил» роман действием. На страницах «Лжи» постоянно кто-то куда-то бежит, кто-то дерется, кто-то кого-то убивает. Кровавенько вышло, но с минимальными объяснениями, зачем эта кровавость была нужна.
В предыдущих романах Гаррет немало времени проводит в юмористических пикировках с Дином и Покойником. В этом романе отсутствуют оба (в самом конце появляются). И весь этот юмор оказался Куком заменен на говорливого попугая, который вечно исторгает из себя непристойности. Соответственно, качество «юмора» в серии разом упало. Ну, как если бы монологи Жванецкого заменили на Камеди Клаб. И это печалит.
Единственный явный позитив в «Ртутной лжи» связан с «сериальностью». В предшествующих романах про Гаррета (в 4-6) Кук всё больше делал упор на истории с продолжениями. В том же «Ночи кровавого железа» уже было столько событий и персонажей из предыдущих романов, что «человеку с улицы» читать этот роман было тяжеловато. В «Лжи» Кук сумел отказаться от такого подхода. Не, персонажи из прошлых романов остались, но в романе внятно объясняют, кто они и откуда взялись. А почти все события в романе остаются понятны даже тому, для кого «Ложь» стала первым романом о Гаррете. И не надо держать в голове события, которые случились 2 или 3 романа назад, чтобы понять происходящее здесь и сейчас.
Итого. Нормальный роман о Гаррете. Уже не отличный. Уже только с натяжкой хороший. Но еще нормальный. Те, кто прочитал предыдущие 6 романов, можно спокойно прочитать и этот — и не поморщиться. Но заметно, что Кук после своего «отпуска» стал писать чуть хуже.
7/10