Оригинальное название: Franck Thilliez — Je préférerais tuer avant la fin du film.
Тилье — не большой любитель рассказов. За 20 лет писательской карьеры он в «короткой форме» написал что-то около двух десятков произведений. И большая их часть была написана «по случаю». По знакомству, для какого-то арт-проекта, ради благотворительности. А несколько рассказов Тилье написал для своего же сборника рассказов. Видимо, чтобы этот самый сборник получился приемлемой толщины.
В марте 2016 года во Франции появился новый журнал. «Sang-froid». «Хладнокровие» или как-то так. Криминальный журнал — истории, досье, расследования. Но публицистика, почти без художки. «Почти» включает в себя по одному небольшому рассказу от именитого французского автора в каждом номере. В самом первом номере журнала был напечатан небольшой рассказ Франка Тилье. «Убить до окончания фильма». Было это «по знакомству» или за «солидное вознаграждение» — мне неведомо. Но ради этого «Sang-froid» Тилье разродился рассказом. Восьмым в своей карьере.
По каким-то причинам Тилье этот рассказ не включил в свой первый (и пока единственный) сборник рассказов «Иллюзия смерти» 2020 года. С 2022 года Тилье перестал сотрудничать с Россией. На русском не выпущено уже 3 новых романа француза — два о Шарко и вроде как окончание истории Калеба Траскмана. Но в августе 2023 года газета «Совершенно Секретно» неожиданно опубликовала «Убить до окончания фильма». Впервые на русском. Уж не знаю, с кем и как эта газета договаривалась о правах. Однако, вот.
«Меня зовут Жереми Лепаж, мне 34 года, и я собираюсь совершить идеальное убийство».
Это первое предложение рассказа. Отличные вводные. Тилье знает, как привлечь внимание читателя. А если чуть дальше по сюжету пройтись, то вот о чем в рассказе идёт речь — Лепаж работает техником-криминалистом, он ненавидит комиссара Дюрьё. Комиссар собирается на пенсию и у него идеальный послужной список — 100% раскрытых дел. Лепаж решает этот процент подпортить — совершить идеальное убийство, которое комиссар не сумеет раскрыть.
Весь рассказ — а он небольшой, один газетный разворот с картинками — Лепаж готовится к убийству, а затем осуществляет его. А затем выезжает на место своего преступления — уже как криминалист. И если вы не любите спойлеры, то не читайте следующий абзац.
Спойлеры. Лепаж был уверен, что краеугольным камнем «идеального преступления» должно быть полное отсутствие связи между убийцей и его жертвой. Тогда полиция никогда не сможет раскрыть преступление. Поэтому жертву Лепаж выбрал абсолютно случайным образом. А в последнем абзаце рассказа говориться о том, что слепой случай подвёл рассказчика — он убил дочь комиссара. Финал открытый — остается неизвестным, вычислят ли полицейские Лепажа, но, понятно, что они будут очень сильно стараться.
Название рассказа, «Убить до окончания фильма», отсылает к способу организации Лепажем себе алиби на время убийства — сделать вид, что он в это время был в кинотеатре.
Средний рассказ. Простая история с открытым финалом. Последнее предложение рассказа вроде как должно быть «твистом», который «поразит читателя», но нет — этого не происходит. Тилье — не Шекли, который одним предложением умел переворачивать всё с ног на голову. «Убить до окончания фильма» читается, читается и вдруг чем-то там закончился. Скучновато закончился. Изюминка повествования оказалась мелковатой и не сладкой. Был бы этот рассказ прочитан в составе сборника — ну так, пролистали бы и не заметили. Читать его отдельно можно только ярым поклонникам Тилье, которые хотят «добить» всю его библиографию.
6/10